Передача информации рассматривается как аспект. Понятие информации и ее аспекты

Вернемся к той информации, которую мы получаем. Что это за информация, о чем она? О том, что огурец зеленый, человек злой, что уже (или еще?) 2 часа дня, что повышаются цены на нефть, а, следовательно, повышается цена на бензин, о том, что 2+2=4, о том, что грустно стало, что вы голодны, что жарко сегодня, что гвоздь можно забить молотком, и о том, что есть системы и модели… и так можно продолжать до бесконечности. Но можно и упростить задачу, обобщив эти отдельные кусочки информации.

В соционике вся информация объединена в 8 информационных аспектов. Называются эти аспекты информации так: «работа», «система», «воля», «комфорт», «эмоции», «отношения», «возможности», «события». Сразу хочу сказать, что это только названия. Возможно, они не очень удачные, но так уж сложилось в соционике, что они стали терминами и их употребляют, зная, какой смысл в них вложен. С этим смыслом мы и разберемся.

Во-первых, возникает вопрос, а как была объединена (или разделена) вся информация в эти 8 аспектов? И почему именно так? Неужели эти 8 слов охватывают всю возможную информацию?

Сначала я хочу сделать одно отступление о субъективности нашего восприятия. Ученые признали, что человеческое восприятие субъективно. Что значит «субъективное» восприятие? Большой Энциклопедический словарь дает такое толкование слова «субъективное»:

Субъективное - то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

Значит, мы воспринимаем все не вполне точно, не всесторонне, мы воспринимаем только то, что доступно нашему восприятию и так, как позволяют воспринимать наши органы чувств.

Например, мы видим муху. А как ее видит лягушка? А змея? Ученые узнали, что некоторые животные слышат ультразвук, который мы не слышим, что некоторые животные видят только движущиеся объекты, и не видят то, что не движется. Некоторые животные «видят» тепло, исходящее от живых существ. Но мы-то этого не видим. Значит, мы воспринимаем только то, что доступно нашему восприятию. И это восприятие ограничено какими-то рамками. Еще пример. Мы знаем, что существует солнечное излучение. Физики могут рассказать о волнах, частицах и т. д. Но мы-то с вами воспринимаем тепло и свет, а не волны и частицы.

Поэтому мы будем говорить о субъективном восприятии всего, что нас окружает. Именно субъективно воспринимаемую информацию мы будем делить на аспекты.

Давайте посмотрим, как же произошло деление информации на 8 аспектов. Для этого нужно мысленно представить себе все, что есть в мире, который доступен восприятию человека, и разделить это «все», опираясь на определенные признаки.

Мы знаем, что живем в материальном мире. Во всяком случае, мы его так воспринимаем. И в этом материальном мире мы можем выделить вещество - то, что плотное, и поле - мы его не можем потрогать руками.

Теперь присмотримся к веществу внимательнее и заметим, что оно существует некими отдельными частями. Например, есть камни, песок, вода, деревья и т.д. Что их делает отдельными? Границы. Каждый отдельный объект где-то заканчивается. Значит, мы можем разделить вещество на объекты и пространство между ними. Кроме того, каждый объект имеет свои свойства.

А что же с полем? Толковый словарь Ожегова одно из значений этого слова определяет так:

Поле - пространство, в пределах к-рого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Магнитное п. Силовое п. П. тяготения.

Мы ощущаем силы поля как некую энергию .

Итак, мы имеем объекты, которые находятся в пространстве, где действуют некие силы, некая энергия. Но все это не находится в неизменном виде. И объекты, и пространство, и энергии постоянно изменяются. А мы воспринимаем эти изменения как время (события). Сначала зернышко, потом росточек, потом ствол появился, появились ветки. Постепенно вырастает дерево. Для человека эти изменения удобно фиксировать как время, последовательность во времени.

4 макроаспекта: объекты , пространство , энергия , время .

Вот мы уже и определили 4 макроаспекта : объекты , пространство , энергия , время . Они охватывают всю информацию, которую может воспринять человек. В соционике макроаспекты обозначают такими значками: , , , . Обратите внимание, значки макроаспектов двухцветные.

Но аспектов у нас 8, а не 4. Как же произошло деление дальше? А дальше каждый макроаспект расщепился надвое. Мы рассматриваем каждый макроаспект как состоящий из двух составляющих:

  1. Сущностная составляющая, т. е. его наиболее фундаментальные, определяющие свойства, то, что отличает данный объект от других.
  2. Отношенческая составляющая - соотношение, сопоставление сущностных составляющих между собой.

Проиллюстрируем эти составляющие на примере того, какую информацию мы можем иметь о таком бытовом предмете как стол.

Стол - деревянный, прямоугольный, у него есть ножки, на ножках расположена столешница. Главное, конечно, в столе - это горизонтальная поверхность, которая на что-то опирается, потому что стол используют для того, чтобы на него что-то положить, например, еду, чтобы за ним можно было выполнять какие-то действия сидя или стоя: писать, кушать, работать. Мы рассмотрели сущностные свойства стола, т. е. наиболее фундаментальные, определяющие свойства любого стола.

Люди придумали большое разнообразие столов: письменные, журнальные, кухонные. Есть столы с одной, двумя, тремя, четырьмя ножками. Столы являются частью мебельных гарнитуров, например, журнальный столик и два кресла; книжный шкаф, диван, кресла, обеденный стол и стулья. По материалу изготовления столы делятся на деревянные, стеклянные, пластиковые, металлические и т. д. Когда мы рассматриваем разнообразие и виды столов мы не можем это делать, не прибегая к сопоставлению , взаимному сравнению . Как видно из примера, соотношение объектов, в данном случае столов, нужны для некой классификации, упорядоченности знаний, систематизации, обобщений.

Таким образом, мы разделим макроаспект «объекты» () на 2 аспекта: «работа» () и «система» () (значки аспектов - одноцветные). Почему эти аспекты так называются? Потому что, используя свойства объектов (их сущность), мы что-то с ними делаем, производим какую-то работу (над ними или с помощью их). Возьмем, к примеру, дерево. Это достаточно мягкий материал (нет, ну не такой мягкий, как пух), но он мягче металла. Значит, дерево можно обрабатывать более твердым металлическим заостренным предметом: ножом, пилой, топором. Поскольку дерево не тонет, то можно сделать из него плот. Дерево горит, значит можно его использовать как топливо. Работая с объектами, человек создает технологии, методы, процедуры, процесс производства.

Аспект «работа» называют также «деловая логика» , «черная логика».

В соционике аспект «работа» называют также «деловая логика» , «черная логика» (по цвету значка, которым его обозначают - ).

Тут нужно заметить, что не всегда, когда вы встречаете слово «работа», речь идет о «деловой логике». Когда человек пишет программу, обслуживает клиентов, поет на сцене, сочиняет книгу, он тоже работает. Но это не работа с помощью объектов и над объектами. Поэтому нужно быть внимательным и помнить, что «черная» или «деловая логика» имеет дело только с объектами и их свойствами.

А сопоставление свойств объектов, соотношение этих свойств - это логическая информация о систематизации. Выделение общих свойств и различий, составление таблиц, схем, структур, математические вычисления, выстраивание в определенном порядке, нахождение алгоритма, определение последовательности, нахождение закономерностей, построение иерархии, классификация, статистика - все это логические операции.

Посчитаем? Сколько будет, если к двум стульям прибавить три стула? Понятно, что пять стульев. Скажите, нас интересовали свойства этих стульев (из чего они сделаны, какой способ крепления и т.д.), когда мы их считали? Нет, нас интересовало только их количество, т.е. соотношение объектов. Мы можем вообще мысленно отделить объекты и считать абстрактно: 2+3=5. Вот это и есть пример системной логики.

Аспект «система» называют также «структурная логика» , «белая логика» .

Аспект «система» называют также «структурная логика» , «белая логика» (опять же по цвету значка - ).

Теперь также разделим и остальные макроаспекты.

Аспект «воля» - «волевая сенсорика» , «черная сенсорика» .

Макроаспект «пространство» () делится на сущностный аспект «воля» («волевая сенсорика» , «черная сенсорика» - ) и отношенческий аспект «комфорт» («сенсорика ощущений» , «белая сенсорика» - ).

Аспект «комфорт» - «сенсорика ощущений» , «белая сенсорика» .

Мы помним, что деление происходит по признакам: сущность и соотношение. Сущность пространства - это наличие границ. Не было бы границ, не было бы и пространства. Как только появляются границы, то появляется и пространство, которое можно измерить. А границы всегда ограничивают что-то. Ограничение - это силовое воздействие. Чтобы ограничить что-то, нужно приложить силу. Сила нужна, чтобы изменять границы.

Поговорим о сущности пространства . Что такое пространство? Это место между объектами. Оно пустое. Но у нас есть возможность расширить его, сузить, занять какими-то объектами. Чтобы сделать все вышеперечисленное, необходимо применить силу. Любое изменение границ пространства требует приложения сил. Любое огран ичение связано с силой.

Поэтому аспект «воля» связан с силой. Пространство может быть не только физическим, но и психологическим. Вы наверняка слышали выражение «жизненное пространство». Эти «пространства» можно расширять, защищать, обогащать, увеличивать или уменьшать, охранять, беречь и т.д. Когда вы приобретаете что-то для себя, своего дома, семьи, вы укрепляете тем самым жизненное пространство. Когда вы зарабатываете деньги, обогащаетесь, то тоже укрепляете свое жизненное пространство.

Лексика этого аспекта такая: защита , нападение , ограничение пространства , поразить , убить , давление , дать отпор , волевое воздействие , принуждение , дисциплина , стойкость , власть , обладание , мобилизация , оборона , агрессия и т. д.

Информация о соотношении границ входит в аспект «комфорт». Представьте, что вы надеваете новые туфли. Вы говорите: «Мне неудобно в них. Туфли жмут». Как вы оценили удобно вам или нет? Вы почувствовали соотношение границ поверхности ноги и внутренней поверхности обуви. Соотношение этих двух границ и дало вам информацию о том, насколько обувь удобная или комфортная. То же самое происходит, когда вы садитесь в кресло или на стул. Вы ощущаете, как соприкасаются границы вашего тела и границы мебели. Вам комфортно или некомфортно сидеть. Вам комфортно или некомфортно (удобно или неудобно) в одежде, в помещении.

Представление о гармонии линий - это тоже информация о соотношении границ. Перед вами ваза с изящными линиями и пропорциями. Вы восклицаете: «Какая красота!» Вот еще одно слово, которое может относиться к аспекту «сенсорика ощущений». Если оценка красоты идет как оценка соотношения границ, то такую «красоту» мы отнесем к «белой сенсорике». Но вот если под красотой мы будем понимать эмоциональное восхищение, или дорогую статусную вещь назовем красивой, или назовем красивыми отношения, или даже математическую формулу, то такую «красоту» мы будем рассматривать в других аспектах. Такие слова называют многоаспектыми . Их отнесение к определенному аспекту зависит от того контекста, в котором употреблено слово и от того значения, которое имелось в виду. Слово «деньги», которое нам встретилось в аспекте «черная сенсорика» тоже многоаспектное.

Аспект «эмоции» - «этика эмоций» , «черная этика» .

Рассмотрим, как делится на аспекты макроаспект «энергия» (). Делится он на сущностный аспект «эмоции» («этика эмоций» , «черная этика» - ) и отношенческий - «отношения» («этика отношений» , «белая этика» - ). Энергия и эмоции, энергия и отношения… Как они взаимосвязаны? Изменение вашего эмоционального состояния, в сущности, это изменение энергетического состояния. Прислушайтесь к себе. Вот вам радостно, весело - ваше энергетическое состояние повышенно, кажется, что много сил, вы готовы петь, прыгать, вы готовы горы свернуть. Но как только настроение портится, то кажется, что краски дня гаснут, уходят силы, приходит апатия, ничего не хочется делать - ваше энергетическое состояние понижается. Поэтому сущностью макроаспекта «энергия» является внутреннее энергетическое эмоциональное состояние, или «эмоции»: страсть , радость , грусть , паника , азарт , энтузиазм , драматизм , настроение , депрессия , вдохновение , страх , тревога , печаль , горе , смех , плач , любовь (как эмоциональное состояние) и т. д.

«Отношения» же - это есть соотношение энергетических состояний . Вот вы встречаете человека, видите его хмурое лицо, слышите его грубые слова, в ответ на это ваше эмоциональное состояние изменяется, у вас складывается определенное отношение к этому человеку. Можно сказать, что встреча двух энергетических состояний породила определенное отношение между ними. Отношения направлены на кого-то или на что-то. Для отношений нужен второй объект, объект этих отношений.

Аспект «отношения» - «этика отношений» , «белая этика» .

Отношения можно описать такими словами: хороший , добрый , злой , деликатный , вежливый , терпимый , склочный , симпатичный , антипатичный , жестокий , плохой , любовь (как отношения), ненависть , конфликт , обида и т. д.

Аспект «возможности» - «интуиция возможностей» , «черная интуиция» .

Макроаспект «время» () делится на сущностный аспект «возможности» интуиция возможностей », «черная интуиция » - ) и отношенческий «события» интуиция времени », «белая интуиция » - ).

Представьте себе, что вы находитесь в какой-то точке пространства. У вас есть множество возможностей повернуться в любую сторону на все 360° и сделать шаг. Но все эти возможности потенциальные, пока еще не проявленные в жизнь. Из всех вы выберете только одну, и сделаете этот один шаг. И это уже будет совершенный шаг, проявленная возможность, событие. Я привела простой пример, но в жизни у каждого из нас в каждый момент времени существует бесконечное количество вариантов выбора. И от того, какую из этих потенциальных возможностей мы выберем, зависит дальнейшее развитие событий. Таким образом, возможность - это потенциальное событие, это сущность макроаспекта «время» . С интуицией возможностей связаны такие понятия как проницательность , видение положительного (отрицательного) потенциала , способности , суть , идеи , оригинальность , необычность , интерес , фантастичность , плохие и хорошие варианты , возможности , отрицательные и положительные черты , видение «обратной стороны медали» , бесперспективность , бессмысленность , заурядность .

Аспект «события» - «интуиция времени» , «белая интуиция» .

А вот свершенное событие и есть то, что будет отмечено на ленте времени. Это уже ход истории. Складывающиеся в последовательности события воспринимаются человеком как движение времени. В данном случае, как вы уже поняли, я под событием понимаю не только нечто грандиозное, но любую проявленную возможность, любое изменение: упала ручка со стола - это уже свершенное событие. Течение времени можно описать только в виде неких происходящих событий. Попробуйте записать, как прошло время одного дня, и вы увидите, что вы записываете то, что происходило в течение этого дня. Человек воспринимает время через события. А событие - это только одна из возможностей, которая проявилась. Поэтому соотношение возможностей - есть события, изменения (или время).

К интуиции времени относятся понятия: перспектива , события , изменения , перемены , предвидение , предсказание , опоздание , трата времени , ход истории , удача и др.

Хочу сделать одно важное замечание. Часто термины, употребляемые в соционике, путают с обыденным, бытовым значением слова. Так слово «интуиция» понимают как постижение чего-то в виде озарения. Конечно, таким путем можно постигнуть некую возможность, предвидеть будущие события. Но это только путь получения информации. И он не отражает соционического понимания интуиции возможностей. Возможно, у интуитов более развит канал постижения путем озарения. Но этот вопрос не исследован. Поэтому будет ошибкой всех людей, кого когда-то посетило озарение, или снятся вещие сны, или они видят «знаки», сразу относить к интуитам. Таким путем получения информации пользуются все люди: кто в большей, кто в меньшей мере. И отличать интуитов (точнее многомерных интуитов) мы будем иначе. Об этом поговорим позже.

Выше я упомянула о том, что много слов в языке многоаспектные. И конкретное отнесение какого-то понятия к определенному аспекту возможно только в контексте. Как же не запутаться в правильном определении аспекта информации? Например, есть сочетание «душевный комфорт». Было бы ошибкой отделить слово комфорт и отнести его к аспекту «сенсорика ощущений». Ведь душевный комфорт предполагает теплую атмосферу с приятным человеком. Это ближе к эмоциям, к тому состоянию, которое испытывает человек во время общения с другом, любимым. А если это состояние, то аспект, к которому относится «душевный комфорт» - это «этика эмоций» . Чтобы не совершать ошибок в определении аспекта информации, можно себя проверить, сделав шаг назад. То есть нужно вернуться к макроаспекту. «Душевный комфорт» - это пространство или энергия? Конечно энергия, значит правильным определением аспекта будет этика эмоций.

Еще пример многоаспектного слова - деньги. Вот два предложения:

Деньги - это средство обогащения.

Деньги - это бумага определенного качества, с нанесенными на нее знаками.

Чтобы правильно определить аспект информации, делаем шаг назад. В первом случае речь идет о расширении границ жизненного пространства. Это «волевая сенсорика» . Во втором случае речь идет об объекте и его свойствах. Это «деловая логика» .

Вот мы и рассмотрели все аспекты информации, которые человек воспринимает при взаимодействии с миром. Познакомимся с соционическими сокращениями аспектов информации, чтобы в дальнейшем пользоваться ими.

Аспекты информации в соционике
ЧЛ «работа», «деловая логика», «черная логика»
БЛ «система», «структурная логика», «белая логика»
ЧС «воля», «волевая сенсорика», «черная сенсорика»
БС «комфорт», «сенсорика ощущений», «белая сенсорика»
ЧЭ «эмоции», «этика эмоций», «черная этика»
БЭ «отношения», «этика отношений», «белая этика»
ЧИ «возможности», «интуиция возможностей», «черная интуиция»

Перечисленные компоненты (факторы) - технические, программные средства, информация и человеческий фактор - в значительной степени взаимозаменяемы при решении задач. Это означает, что в широких пределах некоторый эффект может быть получен, а некоторая задача - решена как в рамках электронных схем, так и посредством программ или информационных ресурсов (а также естественно-интеллектуальными усилиями человека).

Предположим, необходимо извлечь квадратный корень из некоторого числа, тогда:

  • электронное решение - собрать нелинейный усилитель, в котором диод или транзистор используют начальную часть вольт-амперной характеристики, которая близка к параболе;
  • алгоритмический подход - написать программу, реализующую алгоритм Герона извлечения корня;
  • информационный подход - построить таблицу величин X, Y, в которой Y= √x.

Аналогично могут быть рассмотрены такие примеры, как перемножение двух переменных, построение случайной последовательности чисел и тому подобное.

Заметим, что чисто аппаратурное решение задач положено в основу так называемых аналоговых вычислительных машин (АВМ), в настоящее время практически забытых. В 1949-1950 годах были созданы первые АВМ, называемые интеграторами постоянного тока: ИПТ-1-ИПТ-5. Они предназначались для решения линейных дифференциальных уравнений с постоянными и переменными коэффициентами и широко применялись для имитационного моделирования сложных динамических систем.

Здесь же надо отметить, что техническое, программное и информационное обеспечение как бы образуют различные слои обработки информации взаимодействие между которыми должно быть сбалансировано в том смысле, что не должно быть чрезмерно «толстых» или «тонких» слоев.

Содержательный или информационный аспект

Здесь мы сталкиваемся с трактовкой и связью таких понятий, как адрес, имя, содержание. (Заметим, что в повседневной жизни люди стремятся установить взаимосвязь «имя - адрес - содержание». Иногда это удается (например, профессия - кузнец; фамилия - Кузнецов; адрес - город Москва, улица: Кузнецкий мост), но чаще - нет (например, профессия - преподаватель, фамилия - Попов, адрес - город Москва, ул. В. Лациса…).

Электронно-аппаратурный уровень

Электронно-аппаратурный уровень (этап) ассоциируется с понятием адреса (номера позиции) данных или устройств (элементов) ЭВМ. Машинные команды оперируют в терминах адресов оперативной памяти, все внешние устройства ЭВМ имеют машинные номера (адреса). На начальном этапе развития систем программирования существовало такое понятие, как программирование в машинных адресах (или машинных кодах), при этом управление как процессами вычислений, так и пересылкой информации между оперативной и внешней памятью осуществляется путем обращения к соответствующим абсолютным адресам памяти.

Программа при этом является просто совокупностью машинных слов и задается своими начальным и конечным адресами в памяти. Например, программист должен был описать процедуру выборки данных с магнитной ленты примерно следующими командами: «на лентопротяжном механизме № 4 перемотать ленту, пропустив 11 блоков, начиная с этого места записать 3 блока информации с магнитной ленты в оперативную память, начиная с адреса 234 561» и тому подобное. Подобные манипуляции соответствуют программированию в машинных адресах.

Программный этап

Программный этап или уровень приводит к понятию имени данного, устройства, программы и прочее. Языки программирования (системы программирования) используют символические обозначения (имена, идентификаторы) для данных (чисел, строк, структур) и элементов программ (блоков, функций, процедур). Операционные системы (ОС) оперируют именами файлов, томов, устройств, реализуя управление данными, избавляют пользователя от работы с адресами, заменяя ее на работу с именами данных. Типичная команда операционной системы (например, DOS) не содержит каких-либо машинных адресов:

сору c:gamescomic.doc рrn.

Информационный этап

Информационный этап , или уровень, приводит к определению и использованию содержания (значения) данного. Пользователей информационных систем не волнует машинный адрес хранения информации или имя файла, их интересует содержание. Связи адреса и содержания реализуются на уровне прикладных программ, именуемых СУБД (системы управления базами данных) и АИПС (автоматизированные информационно-поисковые системы).

В свою очередь, установление таких связей может быть осуществлено как программно (вычисление адреса по содержанию, или рандомизация, хэширование) так и информационно , с помощью дополнительных файлов, указательных таблиц (индексов, инверсных списков и прочее - индексирование). Первый тип использовался в ранних СУБД и широкого распространения тогда не получил. Существенное удешевление накопителей информации привело к тому, что в последнее время преимущественно используется второй тип связей «содержание-адрес». Попытки реализовать эти связи аппаратно (ассоциативная память, Data Base Machine и прочее.), еще не получили широкого коммерческого распространения. В то же время достигнуты определенные обнадеживающие результаты на пути комбинирования этих двух подходов - индексирования и рандомизации .

Существенно также, что в этот период появились языки программирования информационных систем (в которых основное внимание уделяется описанию данных сложной структуры, а не описанию вычислений и алгоритмов).

Информационные аспекты управления. Управление не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления. Информация – это адекватное отображение реального мира, предназначенное для его сохранения, передачи и последующего использования. При исследовании информационных проблем в организационных системах управления, следует учитывать ряд следующих моментов. Информация – это один из ресурсов организации. Подобно другим видам ресурсов её можно получать, перерабатывать, хранить, покупать, продавать, эффективно использовать. Информация, используемая людьми, имеет особую форму выражения в виде обмена суждениями, идеями, знаниями о природе и обществе и носит социальный характер. Использование информации в организационном управлении основывается на социальном опыте, т. е. на раннее накопленных сведениях, представленных в виде научных знаний, статистических данных и т. д., так и в виде практических навыков. Следует учитывать многоцелевой характер информации и многоаспектность процессов ее подготовки и использования в организациях. Она может касаться будущего развития системы или обслуживать текущие оперативные процессы ее функционирования.

По характеру хранения информация может быть фиксированной (допускающей многократное использование) и нефиксированной, применяемой в момент получения.

По степени готовности к использованию для принятия решений информация информации может быть исходной, промежуточной, конечной, комплексной или частичной, используемой лишь в совокупности с другой информацией. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный менеджер также должен уметь упорядочивать коммуникации и обмен информацией в рамках фирмы. Управляющая система получает от управляемой системы информацию о состоянии заданных ею технико-экономических параметров и процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности. На основе полученной информации управляющая система (менеджмент) вырабатывает команды управления и передает их в управляемую систему для исполнения.

Информация, которая функционирует на предприятии в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом: по форме отображения (визуальная, аудиовизуальная и смешанная); по форме представления (цифровая, буквенная, кодированная); по роли в процессе управления (аналитическая, прогнозная, отчетная, научная, нормативная); по качеству (достоверная, вероятностно достоверная, недостоверная,- ложная); по возможности использования (необходимая, достаточная, избыточная); по степени обновляемости (постоянная, переменная); по степени деятельности предприятия (экономическая, управленческая, социальная, технологическая); по источнику возникновения (внутриорганизационная, внешняя); по степени преобразования (первичная, производная, обобщенная); по виду носителя (печатный текст, микрофильм, кинофильм, видеофильм, машинный носитель); по времени поступления (периодическая, постоянная, эпизодическая, случайная). Можно выделить и еще один вид информации, который существует в памяти каждого человека, включающий знание наук, накопленный опыт, схожие управленческие ситуации, которые уже были использованы в управлении, а также данные, опубликованные в печати о работе других предприятий, факторы, влияющие на производственную и финансово-хозяйственную деятельность и управление и др.

Информационные системы могут быть простыми. В этом случае происходит доставка информации от места ее возникновения до места потребления. Более распространены сложные системы информации, соответствующие сложности производства и организационной структуре управления, которые охватывают и линейное управление, и функциональные службы предприятия.

Коммуникация в процессе управления. Важнейшими составляющими эффек¬тивности деятельности менеджера и предпринимателя являются организаторские и коммуникативные качества. Коммуникативные качества - умение общаться, нравиться и убеждать. Любое общение, в том числе и деловое - это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Само понятие «коммуникация обозначает смыс¬ловой аспект социального взаимодействия. Коммуникативность - способность к общению. Классификация коммуникационных сообщений: По соотношению вышеназванных функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установление и поддержание контакта). По типу отношений между участниками различают: межличностные, публичные, массовые коммуникации. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно-знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.). Если классифицировать управленческие коммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. В процессе обмена информацией или коммуникативном про¬цессе можно выделить четыре базовых элемента:
1. отправитель, т.е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2. сообщение, т. е. собственно информация, которая закодирована с помощью символов;
3. канал, т.е. средство передачи информации;
4. получатель, т.е. лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею. Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие:
1. зарождение идеи;
2. кодирование информации и выбор канала;
3. передача информации;
4. декодирование - перевод символов отправителя в мысли получателя.

Предопределяет необходимость использования количественных методов описания качества.  

Развитие новых информационных систем. Они позволяют в определенных аспектах автоматизировать процесс управления и контроля. Одновременно с развитием мощных информационных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержание информационных потоков , участвующих в процедуре контроля . В связи со смещением текущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя к производителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля во всех передовых организациях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений и повышением эффективности каждой процедуры контроля.  

Прагматический (потребительский) аспект информационного обеспечения предполагает анализ полезности информации . Этот анализ проводится применительно к конкретному объекту и периоду времени. Он включает оценку информационного обеспечения субъекта необходимой информацией , т. е. практического использования в процессе управления достоверности информации , т. е. обеспеченности всеми данными, необходимыми для управления частоты или интенсивности использования полноты использования своевременности поступления информации приспособленности для вариантной обработки надежности и достоверности информации для задач конкретного класса удобства пользования.  

Естественно, напрашивается простейший вывод о том, что такое отделение ни методологически, ни организационно не оправдано. Но многие исследователи понимали, что здесь имеется проблема производственный учет все же как-то отделяется от калькулирования. Однако весь предшествующий опыт свидетельствует, что производственный учет - это основа достоверного калькулирования. И тогда стали появляться компромиссные решения и выводы методы учета затрат на производство и методы калькулирования тесно взаимосвязаны и составляют одно целое эти методы представляют собой два раздельных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа производственного учета учет затрат и калькулирование - единый процесс, состоящий из двух этапов . Эти подходы не вносили ясности в решение вопроса, а зачастую еще более запутывали его. Если метод учета затрат и калькулирования одно целое, то в какой степени самостоятельности находятся взаимосвязанные элементы почему два раздельных этапа представляют единый процесс что в самом деле есть - одно целое или два этапа Эти и другие вопросы остаются без ответа, но, даже найдя исчерпывающие ответы, мы не получим подходов к решению проблемы усиления информационных аспектов учета затрат и калькулирования в интересах оперативного управления затратами в ходе производства.  

Чрезвычайно важное значение для управляющей системы имеет обратная связь , с помощью которой поддерживается контакт с управляемой системой . В качестве средства обратной связи используется информация о процессах, происходящих в управляемой системе . Без наличия информации сам процесс управления теряет смысл. Информация, поступающая от объектов управления , должна быть оперативной, иначе она может стать бесполезной, поэтому важнейшим элементом системы управления является эффективная информационная система . Между тем теория управления недостаточно ориентирована на изучение информатики как наиболее важной составной части процесса управления . Назрел вопрос о создании информационной науки, в задачу которой входили бы теоретические и лингвистические основы информатики, обработка информации и информационная технология , разработка и эксплуатация информационных систем и сетей. Информатика должна ориентироваться не на технический аспект (изучение языков программирования, технические средства автоматизации и т. п.), а на гуманитарный, на изучение структуры данных, информационных потоков , массивов, систем, процессов, информационной продукции, ее состава, преобразования, запросов потребителей и способов их удовлетворения и т. п. Решение этой проблемы даст импульс для дальнейшего развития науки управления.  

В настоящей работе освещены не все аспекты организационного проектирования . Так, в связи с выделением и самостоятельным развитием технического обеспечения процессов управления в части автоматизированной обработки, передачи, хранения, размножения информации, вопросы проектирования технического обеспечения управленческой деятельности здесь не рассматриваются. Однако при проектировании информационного обеспечения систем управления предусматривается необходимость учета использования технических средств . Аналогичная картина в отношении проектирования рабочих мест в системе управления и разработки рациональных форм документов. В связи с тем, что в настоящее время имеется достаточно, большое количество проектных и технических решений по рациональной организации рабочих мест в системе управления , по формированию рациональной системы документационного обеспечения управленческой деятельно-  

Контроль за соблюдением законодательства - главное в налоговой практике, в администрировании и это составляет специфику, то исключительное, что присуще управлению именно налоговыми отношениями в обществе. Следовательно, налоговое администрирование специфично. Это не просто управление самой налоговой системой , каким-то участком работы внутри нее или руководство деятельностью коллектива налоговых органов . Главным образом, это управление процессами налогообложения при введении налогов или законодательном изменении их действия. Появление такого словосочетания в кругу специалистов не случайно после принятия Налогового кодекса , особенно второй его части по конкретным налогам, когда потребовалось усилить контроль за соблюдением его положений, расширить информационно - разъяснительную работу. Наличие утвержденных нормативов усиливает администрирование во всех аспектах по их внедрению.  

Также очевидно, что процесс бюджетирования фокусирует в себе работу всей системы управления энергокомпанией, требует прогрессивной нормативной базы и постоянного мониторинга многих аспектов как внутренней, так и внешней среды , хорошо отлаженной автоматизированной информационной системы , способной оперативно вносить изменения в сопряженные бюджеты.  

Специалист должен овладеть искусством решения проблем в процессах антикризисного управления и практической методологией эффективного управления в условиях риска , кризиса и неопределенности. Также он должен иметь специальную подготовку в области понимания и учета специфики работы предприятия в региональной и отраслевой инфраструктуре, функциональной специфики управления финансами , персоналом, технологиями, информационными потоками и пр. Уже на этом этапе общей последовательности группа специалистов имеет возможность столкнуться с теоретическими аспектами  

Информация - важнейший товар Кто владеет информацией, владеет ситуацией. В условиях конкуренции выживает тот, кто умеет получить своевременно и в нужном объеме информацию о рыночной конъюнктуре , получить данные для анализа процессов и прогнозирования тенденций, о новинках техники и технологии, в то же время сохранив информацию, на основе которой можно вырваться вперед, обеспечить очередной этап развития фирмы. Информация считается основным фактором развития современного общества, она пронизывает все аспекты управления , определяет экономические результаты, поэтому это общество называют информационным.  

В связи с этим в различных прикладных областях обработки информации и управления информационные среды вычислительных систем должны отражать интеллектуальную деятельность и быть способными к сотрудничеству с людьми в обстановке реального мира. Поскольку под интеллектуальной системой понимается объединенная информационным процессов совокупность технических средств и программного обеспечения , работающая автономно или во взаимосвязи с человеком (коллективом людей), способная на основе сведений и знаний при наличии мотивации синтезировать цель, вырабатывать решения о действии и находить рациональные способы достижения цели, то в технологическом аспекте вычислительные части интеллектуальных систем должны уметь гибко обрабатывать информацию о реальном мире, как это делает человек, поскольку многие задачи этого мира плохо определены и их трудно представить в виде алгоритма . Вообще, это обстоятельство можно назвать алгоритмическим кризисом.  

Информатизация является таким многогранным и динамичным процессом, что ряд ее аспектов все еще остается недостаточно изученным или требует адаптации к современным условиям. Многие вопросы, особенно в региональном разрезе, требуют детализации и только начинают подвергаться более глубокому изучению. Среди таких вопросов - особенности становления информатизации в период экономической реформы , проблемы эффективного управления информатизацией на уровне субъекта Федерации, определение сущности и роли широкомасштабного внедрения информационных технологий в систему государственного управления на всех его уровнях, а также в органы местного самоуправления . Нужны удобные методики расчета достигнутого уровня региональной информатизации и взаимосвязи состояния информатизации с показателями развития региона.  

Совокупность процессов, понимаемых как целенаправленное изменение во времени свойств объектов , достаточно широка и может быть классифицирована по целому ряду признаков. Один из них - вид объектов А, свойства которых подвергаются изменению в процессе R. По этому признаку можно выделить широкий класс так называемых информационных процессов , объектами которых являются различные виды информации . В кибернетическом аспекте к этому классу можно отнести процессы планирования и управления. Их характерной особенностью с точки зрения  

В настоящее время требования к оптимальным организационным структурам становятся все более сложными и комплексными, что вызывает появление все более совершенных инструментов многоаспектного автоматизированного проектирования и моделирования организаций, позволяющих создавать проекты организаций , включающие и административные связи, и горизонтальные процессы, и информационную систему, и структуру целей и задач, и производственно-технологическую инфраструктуру, и социально-психологические аспекты организации, и финансово-экономические показатели деятельности организации и управления ею.  

Цель главы изучение теоретических и методических аспектов информационного обеспечения логистического процесса , знакомство с практикой и методами организации и управления информационными потоками в логистических системах , основами функционирования логистических информационных систем, современными информационно-коммуникационными технологиями в логистике.  

Материал данного раздела позволяет взаимоувязать учетные (информационные) аспекты процесса управления и собственно принятие решений и по тактическим, и по стратегическим вопросам. Тем самым удается перевести пассивные знания в активные, когда приходится  

Информационно-организационная часть системы управления определяет ее структуру, связи органа управ ления с объектом управления , направление и состав потоков информации, а также перечень задач, решаемых в системе. Эта часть системы предопределяет состав как Математического, так и технического аспектов системы. Информационная часть автоматизированных систем управления является наиболее сложной и динамичной составляющей системы управления . Информация является тем продуктом, тем сырьем, над которым совершаются операции преобразования, передачи, перерабсг ки в ходе процесса управления . Другие элементь. процесса управления - материальные, энергетические и т. п. - имеют исключительно малый удельный вес и отступают на второй план.  

Информационная технология интеграции всех процессов жизненного цикла изделий ALS охватывает, с одной стороны, все стадии

Базовыми понятиями соционики являются понятия об информации и об аспектах восприятия информации. Под информацией в соционике подразумевается полное содержание человеческого восприятия из внешнего и внутреннего мира, которое можно обозначить как информационное пространство. Основным содержанием соционической теории информации является изучение признаков разделения информации на составные части и изучение полученных сфер информации. Информационный поток делится на восемь частей. Эти восемь частей называются аспектами информации или аспектами восприятия информации. Аспект – это часть информационного потока.

С одной стороны, аспекты представляют из себя различные стороны наблюдения явлений, и поэтому они везде пересекаются друг с другом. С другой стороны, для психологического типа восемь аспектов это восемь отдельных источников информации. Воспринимая, казалось бы, информацию целиком, мы не подозреваем, что наше сознание и подсознание воспринимает ее выборочно, дифференцированно. Психологический тип это механизм, который непрерывно выделяет в информации «нужную» часть и игнорирует «ненужную».

Получаемые извне сигналы человеческий мозг группирует, систематизирует и обрабатывает различными способами. В рамках соционической теории, различные типы внешних сигналов называются аспектами , а способы их обработки (в том числе прием, передача, переработка, сохранение информации) – функциями .

Наше сознание является постоянно настроенным на определенного рода впечатления аспекты восприятия, и, таким образом, оно отождествлено с определенными сферами сознания. Кроме того, каждая такая сфера сознания проявляет себя как источник сознания, и, поэтому мы можем говорить об особых психологических сущностях функциях восприятия. Восемь информационных аспектов воспринимаются восьмью психологическими функциями , которые мы уже знаем из юнговской теории типов. В каждом типе мы находим проявления всех восьми функций, но в строго определенном сочетании.

Вместе восемь психологических функций образуют модель типа, где каждый аспект информации воспринимается согласно определенным законам. Модель типа отображает некую, в психологии пока не известную, сложную психическую структуру, с многообразными сочетаниями элементов как внутри данной системы явлений, так и с известными психологическими явлениями.

Рассмотрим подробно, как формируются в соционике восемь информационных аспектов.

Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя первоосновными понятиями. О чем бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, время) мы получаем от него информацию.

  • Материя – вещество, из которого состоят все тела природы
  • Энергия – одно из основных свойств материи – мера ее движения
  • Пространство – форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом
  • Время – форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире

Каждая из этих составляющих может быть рассмотрена с двух точек зрения: сама по себе и в соотношении с другой такой же составляющей, например, материальный объект в связи с другим объектом или движение одного объекта в соотношении с движением другого. На основе этих двух точек зрения в соционике сформулированы определения двух видов аспектов – внешних (абсолютных) и внутренних (относительных) .

  • Внешние (Абсолютные) или «черные» аспекты – существующие сами по себе, вне зависимости от чего либо.
  • Внутренние (Относительные) или «белые» аспекты – устанавливаемые по сравнению с другими.

Внешнее – то, что однозначно «есть», с чем легко можно вступить в непосредственное взаимодействие. Внутреннее – то, что «неочевидно», непосредственное взаимодействие с чем затруднено.

В соционике принято различать аспекты по цвету. Черный (экстравертные аспекты) – все, что касается свойств тела (материи), внутренних процессов. Белый (интровертные аспекты) – то, что касается поля (внешние взаимосвязи).

Таким образом, каждую составляющую материального мира мы делим на два аспекта, общее их количество равняется восьми.

Материя. Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, он совершает над ними действия и, в свою очередь, испытывает их действия на себе. В земной жизни он и шагу не мог бы сделать без связи с материальными предметами. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т.п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некое информационное поле непосредственного восприятия объекта как такового и непосредственного действия над ним.

Информацию о веществе, объектах, связанную для нас с запасами, ресурсом, работой в самом широком смысле, полезностью или бесполезностью, действиями с объектами, технологией, выгодой и т.п. обрабатывает объектная функция логика действий. Она обозначается символом .

Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают обычно хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями и т.п.

Информация о материи может иметь и другой аспект: здесь будет важен не объект сам по себе, а отношения между объектами (больше-меньше, тверже-мягче, легче-тяжелее...), иерархия этих объектов, а также логические связи, их соединяющие. Информационное поле этого типа связано с исследованием отношений.

В наше отношение к объектам входит их счет, измерение (например, геометрия), сравнение их свойств, выявление правил их взаимодействия, моделирование их поведения. Сюда же относится познание законов, управляющих объектами (наука). Эту информацию обрабатывает субъектная функция структурная логика. Она обозначается символом .

Человек, хорошо чувствующий отношения материальных объектов, может быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором.

Энергия. В человеческом организме нет рецепторов, способных непосредственно «измерять» энергию. Но действия всевозможных энергий (тепловой, кинетической...) он испытывает на себе постоянно. Некоторые виды энергий человек может воспринимать органами чувств. Ожог, оглушительный звук, режущий свет – все это, так или иначе, – сигналы, передающие ему информацию об опасном для здоровья уровне энергии, под действием которой он в данный момент находится. Другие энергетические потоки – например, радиоактивное излучение – он может вовсе не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только воспринимает непосредственно, но и непосредственно передает: эту энергию называют психической, и она несет информацию о радости или печали, страдании или удовольствии, о состоянии страха или благодушия... Одним словом, речь идет об информационном поле эмоций. Эмоция – это именно тот вид энергии, который воспринимается непосредственно, минуя физического «агента», одинаково четко как по интенсивности, так и по качеству. Сплошь и рядом эмоция передается от одного человека к другому без каких-то особых слов или действий, нередко даже и на расстоянии, без прямого контакта (особенно, если между людьми существует близкая духовная связь).

Энергия связана для нас с состояниями объектов, со степенью напряжения обстановки, с энергичностью проявлений людей или событий, с возбуждением или торможением и т.п. Страсти и энтузиазм – тоже проявления энергетики. Эту информацию обрабатывает объектная функция этика эмоций. Она обозначается символом .

Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном детском учреждении.

Другим свойством нашего энергетического восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, отношение к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных, понимание, кто кого любит или не любит, закономерности чьих-то симпатий или антипатий и т.п. Отношения энергетических состояний, обмен энергиями мы оцениваем как притяжение, отталкивание или безразличие, повышение или снижение энергетического уровня при взаимодействии, замечаем, хуже или лучше стало наше состояние после обмена эмоциями и т. п. Эта информация относится к работе субъектной функции этики отношений. Она обозначается символом .

Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между другими людьми, может быть неплохим педагогом, психотерапевтом.

Пространство. Мы способны воспринимать пространство только через объекты, его наполняющие. Поэтому когда мы говорим об отношении человека к окружающему его пространству, мы, по сути дела, имеем в виду отношение к тем же объектам, но – особого рода. У человека может быть склонность овладевать все новыми и новыми объектами, то есть, как мы говорим, «завоевывать пространство». При этом он должен, безусловно, проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно бывает материальным: овладевать можно и новыми знаниями, навыками, должностями, степенями; уровнями социальной иерархии. Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляет себя свойство экстраверта, по выражению К. Юнга, «во всем себя растрачивать и распространяться»...

Пространство мы воспринимаем как формы, которые могут быть, например, красивыми или значительными, мы определяем в нем направления, территории, которые надо расширять или защищать, власть как распространение своей воли и ответственности на других, ограничения или безграничность и т. п. Эта информация обрабатывается объектной функцией волевой сенсорикой. Она обозначается символом .

Человек с хорошо развитой функцией волевой сенсорики может быть хорошим разведчиком, геологом, военачальником, лидером политической партии, успешно заниматься хозяйственной деятельностью.

Другая сторона пространственного ощущения – способность осознавать удобство или неудобство вещей, умение создать уют и комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм... По сути, это означает способность установить свое ощущение внутри пространства и организовать это пространство в соответствии со своими запросами. Пространственные соотношения объектов воспринимаются как гармония, уют, самочувствие, комфорт или наоборот – неудобство. Эстетика, дизайн, эргономика – все это соотношение ощущений своего тела и форм окружающих предметов. Этой информацией занимается субъектная функция сенсорика ощущений. Она обозначается символом .

Время. Время фиксируется нашим сознанием через некий ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события (также свойства), которые можно предугадать еще до того, как они проявили себя. Человеческая психика обладает и этой возможностью: опережать время. Есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, они также могут почувствовать момент, благоприятный для того или иного дела. Это свойство в обиходе оно называется интуицией.

Понятие времени связано для нас с будущим, с тем, чего сейчас еще нет, но потом это может произойти. Оценка возможностей объектов и явлений, их потенций, видение всех вариантов развития, умение определить наиболее вероятный результат, умение одновременно воспринять многообразную информацию о разных явлениях – все это наша способность ориентироваться во времени. Эту информацию обрабатывает объектная функция интуиция возможностей. Она обозначается символом .

Следует подчеркнуть, что в данном случае мы имеем в виду способность человека видеть потенциальные возможности данного в наличии объекта. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те его свойства, которые уже в нем имеются.

Профессия исследователя, экспериментатора, зачинателя нового дела в любой области не может обойтись без этого свойства.

Другая сторона этой психической функции – умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий, чувствовать «дух времени» – и с учетом этого формировать стратегию действий. Информационное поле этого типа: структура объекта как процесс, наиболее вероятные стадии его развития и изменения – вот какого рода информация улавливается здесь в первую очередь.

Соотношения процессов воспринимаются нами как движение времени. Чувство времени и внутренние ритмы, прогнозы событий и отношения поколений, история, мода, традиции и перспективы связаны с ощущением течения времени. Эту информацию обрабатывает субъектная функция интуиция времени. Она обозначается символом .

Эта функция должна быть хорошо развита у людей, решивших посвятить себя экономике, планированию, коммерции. Но мало того: человек способен проникать и в надвременную реальность – в этом случае мы говорим о «мистическом озарении», «шестом чувстве», о поэтической фантазии и т. п. Среди поэтов и религиозных деятелей также много людей с сильной функцией интуиции времени.

Для того чтобы разобраться, как наша психика обрабатывает информацию и как это влияет на наше психологическое состояние и отношения с миром, мы должны весь поток информации, поступающей к человеку, разделить на отдельные составляющие – аспекты. Это позволит смоделировать процесс информационного обмена психикой человека.

Аспект – это тип информации. Он показывает, какого рода информация имеется в виду, о чем она.

Выделим в информационном пространстве человеческого восприятия восемь составляющих частей аспектов, соответствующих психическим функциям Юнга. Для этого воспользуемся следующими тремя простейшими информационными признаками:

  • внутреннее-внешнее (форма-содержание, явные-неявные)
  • статика-динамика
  • объект-отношение (тело-поле)

Внешнее – то, что однозначно «есть», с чем легко можно вступить в непосредственное взаимодействие.

Внутреннее – то, что «неочевидно», непосредственное взаимодействие с чем затруднено.

Статика – это потенциал, заложенный в совокупности элементов, и характеризующийся целостностью.

Динамика – это последовательность элементов, характеризующаяся сменяемостью.

Тело – объект, нечто отделенное, ограниченное, самостоятельное, независимое, то, чем можно манипулировать. То, что в гештальте называют «объектом».

Поле – агент переноса взаимодействия, отношения. Нечто непрерывное, вездесущное, присущее объектам (несамостоятельное). То, что в гештальте называют «фоном».

Первое деление: объекты – отношения. Юнг начал описание психологических типов с установок человеческой психики экстраверсия – интроверсия.

На любое явление в мире можно смотреть либо с точки зрения свойств объектов, либо с точки зрения отношений.

Итак, мы поделили весь информационный поток на две большие части:

  • информация об объектах;
  • информация об отношениях.

Аспекты информации об объектах называются экстравертными. Аспекты информации об отношениях называются интровертными.

Оба эти механизма необходимы психике каждого человека. А. Аугустинавичюте пишет: «Необходимое условие функционирования любого организма – двойная связь с окружающим миром.… Для того чтобы мозг функционировал как аппарат информационного метаболизма, он должен постоянно обеспечиваться сигналами, получаемыми как извне, так и из самого организма».

Различия в типах личности определяются тем, какой из этих двух механизмов человек использует чаще, привычнее, результативнее, увереннее, успешнее. Напомним, о гармонично развитой личности мы говорим, когда человек использует свои сильные и слабые качества примерно в пропорции золотого сечения: приблизительно 60:40. Т.е. гармонично развитый экстраверт примерно в 60 % случаев пользуется механизмом экстраверсии: интересуется объектами внешнего мира, людьми, делами и т.п. А около 40% своего внимания он уделяет внутреннему миру: себе, своему отношению к объектам (к людям, к делам). Интроверт, соответственно, наоборот.

Второе деление: статика – динамика. Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики («остановив», «заморозив» предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).

В первом случае нас интересуют непосредственно свойства объектов или отношений (статика), а во втором – процессы, происходящие с этими объектами или отношениями (динамика).

  • Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими.
  • Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими.

Сразу оговоримся, что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. «Все течет, все изменяется». Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту. Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.

Во втором случае для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации.

Изучение любых явлений в мире можно вести либо с точки зрения статических аспектов информации, либо динамических. Это соответствует двум основным научным методам: анализ и синтез. Однако все сказанное касается не только научного рассмотрения информации, но и бытового, повседневного.

Делению аспектов информации на статические и динамические в соционике соответствует и деление типов личности на статические и динамические. Способ обработки информации отражается в особенностях поведения, реакциях. Первые – статики – в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции. Они более склонны к наблюдению, анализу. Вторые – динамики – более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, жестикулируют. Они чаще замечают изменения ситуации.

Объединив теперь два вышеописанных подхода, получаем деление всего потока информации о мире на 4 большие группы:

  • с одной стороны – деление на аспекты информации об объектах и об отношениях;
  • другой – на статические и динамические.

Очевидно, что любое явление в мире можно рассматривать с одной из этих четырех позиций.

Эти группы информации в свою очередь подразделяются каждая на 2 части, в результате чего мы получаем восемь аспектов, соответствующих восьми юнговским функциям.

Третье деление: внутреннее-внешнее (форма-содержание, явное – неявное). Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:

  • как заметная «невооруженным глазом», явная, видимая, проявленная;
  • как до поры, до времени незаметная, непроявленная, хоть и объективно существующая.

То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные.

Те стороны жизни, где превалируют логика и сенсорика, мы воспринимаем, как основательные, серьезные, весомые, конкретные. А выводы, основанные на чувствах и интуиции, часто воспринимают как субъективные, о чувствах и интуиции говорят, что это что-то эфемерное.

  • К явным аспектам относится информация о видимом, заметном внешне.
  • К неявным – информация о том, что может быть в течение длительного времени незаметно, о чем можно догадываться по косвенным признакам, что легче скрывать.

Сущность информационных признаков такова:

Получаемые извне сигналы человеческий мозг группирует и систематизирует на две группы:

К первой группе относятся все динамические, т.е. характеристики процессов. Каждым сознательным и неосознанным движением человек сообщает другим:

  1. о том, что он в настоящее время делает, и каково направление его деятельности в данный момент
  2. об эмоциональных состояниях и настроениях людей.

Эти две группы сигналов о динамике: внешней и внутренней.

Ко второй группе относятся сигналы о статических явлениях, т.е. данные о состояниях. Эта информация тоже имеет два аспекта:

  1. Каждый организм прежде всего – объект, который старается избежать столкновения с другими, потенциально опасными для него объектами. Потому приходится принимать и давать информацию о своих внешних качествах. Информация о внешних качествах организма и других объектов - это внешняя статика.
  2. Одновременно организм чувствует необходимость разбираться в собственной структуре и структурах других объектов, а тем самым понимать потенциальные возможности – свои и чужие. Эти сигналы передаются, например, цветом лица, его подвижностью. Информация о структуре–- как собственной, так и других объектов, иными словами, о потенциальных возможностях – своих и чужих – внутренняя статика.

Итак, можно сказать, что у человека есть четыре экстравертные (направленные вовне) способности приспособления к внешнему миру, которые обозначаются такими символами:,,,.

Способность собирать информацию о внешних процессах условно будем называть логикой – (черная логика - внешняя динамика тела).

Способность собирать информацию о внутренних процессах, которые происходят во внутреннем мире человека – этикой - (черная этика – внутренняя динамика тела).

Способность иметь точную информацию о форме и внешности окружающих объектов – сенсорикой – (черная сенсорика – внешняя статика тела).

Способность разбираться в структуре и потенциальных способностях – интуицией – (черная интуиция – внутренняя статика тела).

Любой вид информации обрабатывается одним из двух способов:

1. Информация об объектах и их структуре усваивается на фоне расстояния между ними – (белая логика – внешняя статика поля) и на фоне их взаимного притяжения друг к другу – (белая этика – внутренняя статика поля).

2. Информация о внешних и внутренних процессах осмысливается на фоне времени – (белая интуиция – внутренняя динамика поля) и на фоне самочувствия – (белая сенсорика внешняя динамика поля).

Итак, есть четыре пространственные способности или умения психики:

  • восприятие расстояний,
  • восприятие притяжения-отталкивания,
  • восприятие времени и
  • восприятие самочувствия в пространстве.

Это четыре интровертные (направленные внутрь) группы возможностей человека.

С учетом информационных признаков можно сформировать Структурную модель аспектов , которая отражена в таблице.

Таблица. Аспекты информационного метаболизма и их соционические функций


Обозначение

Описание соционической функции

Признаки

Материя

Черная логика
Деловая Логика
Экстравертированная логика

Описывает физическую активность, поступки (действия), деятельность одушевленных и неодушевленных объектов, внешние проявления процессов. Сюда же относятся форма процесса, перемещение объекта в пространстве и любые другие формы внешнего движения объектов, умение осознавать внешние материальные качества объектов и умение производить над ними какие-то действия.
деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология

Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию
Восприятие движения и пространства.

Части или частицы (вещество) из которых состоят объекты, количество объектов и их частей.

Внешняя динамика тела
Динамика формы объектов (тел): внешние характеристики процессов, движение

Белая логика
Структурная Логика
Интровертированная логика

Показывает объективные, логические соотношения между объектами и/или их составными частями. Включает в себя определение соотношений между объектами, их место в структуре мира среди других объектов, иерархию объектов, систему как сумму установленных и установившихся соотношений, систему объективных закономерностей взаимоотношений в природе и обществе, систему отношений с разными объектами, некоторые из проявлений общественной морали и нравственности.
Умозрительная структура, система, научные теории

Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира.
Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы.
Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.

Связи между объектами и их частями, структура объектов.

Внешняя статика поля
Форма поля в статике: расстояние между объектами, дистанции

Энергия

Черная этика
Этика Эмоций
Экстравертированная этика

Описывает процессы, которые происходят в объектах. К нему также относятся эмоциональные состояния, настроения, возбужденность, подавленность. Это, прежде всего - эмоции, воспринимаемые как психическая энергия человека.

Возбужденное состояние (настроение) и его внешние проявления
Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции.
Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки, стремление к положительным эмоциям, хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт.
Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

Движение объектов и их частей, характеризуется амплитудой и частотой колебания.

Внутренняя динамика тела
Внутренняя динамика тел: характеристики внутренних процессов

Белая этика
Этика Отношений
Интровертированная этика

Это субъективное отношение между объектами, показывающее притягательность (или отталкиваемость) одного объекта или субъекта с другими объектами или субъектами, помогает в частности почувствовать отношение людей друг к другу. Сюда же относятся любовь/ненависть, определение этичности/неэтичности поступков, проявления личной морали и нравственности.

Отношения между людьми, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего через те чувства которые оно вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.

Разница в амплитуде и частоте колебаний объектов, их созвучность.

Внутренняя статика поля
Содержание поля в статике: поле притяжений-отталкиваний между объектами

Пространство

Черная сенсорика
Волевая Сенсорика
Экстравертированная сенсорика

Это информация о форме объекта, его совокупности свойств, проявляемых в данный момент времени, его кинетической энергии и готовности ее использовать. С ее помощью человек определяет внешние качества – очертания, форму и другие внешние характеристики поверхности, внешнюю мобилизованность, волю человека, способность и готовность ею пользоваться по отношению к себе и другим. Она помогает овладевать все новыми и новыми объектами, «завоевывать пространство». Сюда же относится также чувство эстетичности, стиля, в контексте произведения впечатления на других, т.е. направленности на другие объекты, в частности дизайн, способность организовать объекты в пространстве для создания нужного впечатления.

Позыв к активному действию, владение пространством, волевые качества

Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) давления. Проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли.
Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

Объем занимаемый объектом, его протяженность и размер, пространственная принадлежность объектов.

Внешняя статика тела
Форма объекта (тела) в статике: все внешние характеристики объектов

Белая сенсорика
Сенсорика Ощущений
Интровертированная сенсорика

Информация о том, как процесс отражается на внутреннем состоянии, о «звучании» пространства внутри объекта. Описывает самочувствие человека, в том числе здоровье, воздействие на него объектов внешнего мира, их отражение в его самочувствии, ощущение гармонии, комфорта и удобства, вкусовые ощущения. Помогает установить свое ощущение внутри пространства, дает субъективное наслаждение красотой, умение различать и запоминать оттенки цвета, запаха, вкуса, определять и описывать фактуру поверхности и другие контактные свойства предметов. (Под цветом понимается свойство поверхности определенным образом отражать солнечные лучи, как одно из проявлений динамики поля).

Гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствия
Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность.
Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают.
Способность различать качества ощущений.
Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

Границы, отделяющие объекты от внешнего пространства – поверхность объектов.

Внешняя динамика поля
Внешняя динамика поля: пространство и его характеристики, объемы

Время

Черная интуиция
Интуиция Возможностей
Экстравертированная интуиция

Это информация о потенциальной энергии объектов. Сюда же относятся восприятие содержания объекта и его внутренних возможностей, программа, заложенная в объекте, его внутренняя структура, любые конкретные, в том числе скрытые, способности человека, включая умение определять их наличие или отсутствие.

Способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта

Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть.
Восприятие внутренних качеств и назначения объектов.
Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат.
Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.

Наличие либо отсутствие («естьность») объектов и их свойств.

Внутренняя статика тела
Содержание объекта (тела) в статике: структура, внутренние характеристики объектов, содержание

Белая интуиция
Интуиция Времени
Интровертированная интуиция

Информация обо всех происходящих событиях и их месте во времени. Это и субъективное время объекта, и объективное календарное время, и продолжительность функционирования или существования объекта, и восприятие промежутков времени между событиями, и продолжительность отдельных событий, последовательность событий и процессов, их ритм во времени, быстрота, медлительность. Сюда же относятся предсказания возникновения событий как в будущем, так и в прошлом.

Предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии.
Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают.
Способность различать оттенки внутренних состояний.
Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени.
Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие.

Последовательность (процесс) изменения объектов.

Внутренняя динамика поля: время, временные характеристики, место в последовательности событий

Следует подчеркнуть, что все вышеописанные функции, конечно, опираются на психические процессы (поэтому мы и будем в дальнейшем продолжать называть их психическими), однако они имеют в виду, собственно, образ действий, связанный с передачей и приемом информации.

Такая трактовка юнговских функций вносит существенные коррективы в систематику Юнга. Юнговские функции можно связывать с соционическими только по признаку их общей смысловой концепции, но не буквально. Именно в этом контексте мы их здесь и сравниваем, отдавая себе каждый раз отчет в том, что Юнг не помышлял ни о «волевой сенсорике», ни о «деловой логике», ни об «этике отношений». Более того, сам механизм интроверсии-экстраверсии понимается в соционике скорее информативно, нежели психологически, и с идеями К. Юнга далеко не во всем согласуется.

Неявная статика отношений: информация о притяжении - отталкивании

Иррациональные

Интуиция

Экстравертная

Интуиция возможностей

Неявная статика объектов: информация о содержании, способностях

Интровертная

Интуиция времени

Неявная динамика отношений: информация о развитии, временных соотношениях

Сенсорика

Экстравертная

Волевая сенсорика

Явная статика объектов: информация о внешнем виде, о силе

Интровертная

Сенсорика ощущений

Явная динамика отношений: информация о состоянии, самочувствии

Аспекты и функции

Рациональные

Иррациональные

Экстравертные

Интровертные