Супер эсминец. Флот США получил «невидимый» супер-эсминец

В конце октября на американском судостроительном заводе Bath Iron Works был спущен на воду головной эскадренный миноносец проекта Zumwalt. Корабль USS Zumwalt (DDG-1000), названный в честь адмирала Элмо Зумволта, является одним из самых смелых проектов американского военного кораблестроения последнего времени. На корабли нового проекта возлагаются большие надежды и предъявляются высокие требования. Приоритет проекта и атмосферу секретности, окружающую его, можно считать главными причинами того, что спуск построенного корабля на воду состоялся без пышных церемоний и прошел под покровом ночи. По имеющимся данным, все торжественные мероприятия должны состояться немного позже.


На пути к DDG-1000

Проекта Zumwalt восходит к началу девяностых годов. Тогда американские военно-морские силы разработали требования к перспективным кораблям, которые должны были войти в строй в начале XXI века. В связи с такими сроками начала службы кораблей перспективные программы получили обозначения CG21 (крейсер) и DD21 (эсминец). Немного позже программы разработки крейсеров и эсминцев были переименованы в CG(X) и DD(X). Требования к новым кораблям были достаточно высоки. И крейсера, и эсминцы должны были выполнять широкий спектр боевых и небоевых задач. В зависимости от обстановки и необходимости любой из перспективных кораблей должен был атаковать корабли или подлодки противника, защищать соединения от атаки с воздуха, эвакуировать население из опасных зон и т.д.

Уже первые подсчеты показали, что стоимость подобного универсального корабля может не уложиться в разумные рамки. В связи с этим Конгресс настоял на закрытии одной из программ. По результатам анализа было решено отказаться от крейсеров CG(X) и сосредоточить все усилия на создании эсминцев. Таким образом, после списания всех крейсеров типа Ticonderoga в составе ВМС США в качестве многоцелевых кораблей с ракетным вооружением предполагалось использовать эсминцы Arleigh Burke и DD(X).

По финансовым причинам один проект был закрыт, а вскоре начались проблемы у второго. Полное выполнение требований заказчика, согласно расчетам, должно было привести к значительному росту стоимость конструкторских работ и строительства кораблей. Первоначально планировалось построить 32 эсминца нового типа. Однако оценка их стоимости и возможностей бюджета привела к нескольким сокращениям планируемой серии. Несколько лет назад Конгресс сократил ассигнования на эсминцы «Зумволт» до уровня, достаточного для строительства лишь трех кораблей. Стоит отметить, что после этого появились предложения завершить строительство головного эсминца и закрыть чересчур дорогой проект, но Пентагон смог отстоять три корабля. Также необходимо отметить, что к моменту начала конструкторских работ по проекту Zumwalt требования были изменены в сторону упрощения. Из-за этого существующий перспективный проект имеет несколько крупных отличий от планировавшегося DD(X).

Подготовка к строительству головного корабля DDG-1000 началась осенью 2008 года, а церемония закладки состоялась в ноябре 2011-го. В конце октября 2013 года первый эсминец нового проекта был спущен на воду. Предварительные работы по строительству корпуса второго корабля DDG-1001 (USS Michael Monsoor) стартовали в сентябре 2009 года на заводе Ingalls Shipbuilding. В 2015 году предполагается сдать заказчику головной эсминец и продолжить строительство следующих кораблей. Заказ третьего эсминца DDG-1002 планируется на 2018 финансовый год.

По имеющимся данным, стоимость каждого из трех новых эсминцев, с учетом затрат на создание проекта, может преодолеть отметку в 7 млрд. долларов. Для сравнения, новые корабли проекта Arleigh Burke обходятся казне примерно в 1,8 миллиарда, что в три с лишним раза меньше стоимости «Зумволтов». При этом необходимо учесть, что сроки строительства третьего перспективного эсминца, который планируется заказать лишь в 2018 году, могут соответствующим образом сказаться на его цене. Таким образом, есть все основания полагать, что общая стоимость программы будет постоянно увеличиваться.

Облик корабля

Новые эсминцы типа Zumwalt будут служить в ВМС США в течение нескольких следующих десятилетий. Именно заделом на будущее объясняется множество оригинальных и смелых технических решений, которые сразу бросаются в глаза. Самая заметная особенность новых кораблей – их внешний вид. В последние несколько десятилетий инженеры стараются снижать заметность кораблей для радиолокационных систем и добились в этом определенных успехов. В случае с эсминцами «Зумволт» понижение заметности стало основной задачей при проектировании обводов корпуса и надстройки. Перспективный американский эсминец похож на длинную и узкую платформу, в середине которой размещена надстройка сложной формы. Все обводы надводной части корабля представляют собой сложную систему плоскостей, сопряженных друг с другом под разными углами.

Корпус корабля имеет сравнительно низкий борт, обеспечивающий уменьшение заметности. Также необходимо отметить, что борта наклонены внутрь. По причине использования низких бортов авторам проекта пришлось применить оригинальный форштевень характерной формы. Подобные обводы корпуса обеспечивают высокие ходовые характеристики и одновременно с этим уменьшают заметность корабля для радиолокаторов. В середине двухтысячных годов был построен катер-демонстратор AESD Sea Jet, на котором проверялись возможности корпуса оригинальной формы. Результаты испытаний экспериментального катера показали правильность расчетов. Тем не менее, до сих пор высказываются сомнения относительно реальных характеристик нового эсминца. Существуют подозрения, согласно которым нос корабля будет зарываться в воду.

Корабль USS Zumwalt (DDG-1000) получился крупным: длина корпуса около 183 метров, наибольшая ширина – 24,6 м. Водоизмещение эсминца примерно равно 14,5 тыс. тонн. Примечательно, что при таких габаритах и водоизмещении корабли «Зумволт» оказываются крупнее не только эсминцев «Орли Берк», но и крейсеров «Тикондерога».

По своим боевым возможностям перспективные корабли так же должны превосходить существующие крейсеры и эсминцы. Отказ от программы CG(X) привел к передаче эсминцам некоторых функций, ранее возлагавшихся на крейсера. Хотя в ходе определения технического и финансового облика проекта перспективный эсминец лишился некоторых элементов оборудования и вооружения, по своим характеристикам он должен опережать корабли существующих типов.

В качестве главной энергетической установки на корабле USS Zumwalt используются два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent-30 общей мощностью 105 тыс. л.с. Двигатели соединены с электрогенераторами, которые снабжают энергией все системы корабля, в том числе и два электромотора, вращающие гребные винты. Подобная архитектура энергетической установки позволила обеспечить сравнительно высокие ходовые характеристики корабля. Заявленная максимальная скорость эсминца превышает 30 узлов. Кроме того, два генератора обеспечивают электроэнергией все корабельные системы. Параметры электросистемы позволяют в будущем, в рамках модернизации, оснастить корабли новым оборудованием и вооружением.

Основное вооружение эсминцев «Зумволт» – универсальная вертикальная пусковая установка Mk 57. Эта система является дальнейшим развитием аналогичной пусковой установки Mk 41, используемой на современных крейсерах и эсминцах. Корабль Zumwalt будет нести по 20 модулей Mk 57, размещенных в разных частях корпуса. Каждый из модулей имеет четыре ячейки для ракет. Ячейка пусковой установки может вмещать от одной до четырех ракет, в зависимости от их габаритов. В 80 ячеек пусковых установок предлагается загружать ракеты различных типов: зенитные, противолодочные и т.д. Конкретный состав боекомплекта будет определяться в соответствии с задачами, которые должен выполнить корабль.

Основным зенитным боеприпасом эсминцев Zumwalt станет ракета RIM-162 ESSM. Ранее утверждалось, что в боекомплект кораблей включат ракеты SM-2, SM-3 и SM-6, однако на данный момент новая информация о подобном вооружении кораблей отсутствует. Возможно, сейчас продолжаются работы по подготовке ракетных комплексов к использованию на перспективных эсминцах, а расширение доступной номенклатуры вооружений состоится только после принятия головного корабля в состав ВМС. Для атаки подводных лодок противника эсминцы типа «Зумволт» будут нести противолодочные ракеты RUM-139 VL-ASROC.

Интересной особенностью комплекса вооружений эсминцев Zumwalt является тот факт, что на данный момент отсутствуют какие-либо сведения об использовании противокорабельных ракет. Очевидно, имеющиеся ракеты RGM-84 Harpoon посчитали непригодными для использования на перспективных эсминцах. Подобный подход применен и при формировании требований к последней на данный момент серии эсминцев типа Arleigh Burke.

В носовой части эсминца DDG-1000 предполагается установить две артиллерийские установки AGS с орудиями калибра 155 мм. Система AGS представляет собой орудийную башню с развитыми подпалубными агрегатами. Интересной особенностью этой артиллерийской установки являются боеприпасы. Несмотря на калибр, система AGS не сможет использовать существующие 155-мм боеприпасы. Специально для новой корабельной артиллерийской установки создан снаряд LRAPS. Активно-реактивный боеприпас похож на ракету: его длина превышает 2,2 метра, а после выхода из ствола он должен раскладывать крылья и стабилизатор. При собственной массе 102 кг снаряд сможет нести 11-килограммовую боевую часть. Используя инерциальную и спутниковые системы навигации, снаряд LRAPS сможет поражать цели на дальности не менее 80 км.

Общий боезапас двух артиллерийских установок составит 920 снарядов. В укладках автомата заряжания обеих систем AGS будет находиться 600 боеприпасов. Большая длина снаряда заставила применить несколько интересных решений в конструкции и работе автоматики заряжания. Так, боеприпасы будут подаваться к орудию в вертикальном положении. Для этого перед заряжанием ствол орудия должен подниматься в вертикальное положение. Стрельба возможна с возвышением от -5° до +70°. Оригинальный автомат заряжания, по официальным данным, обеспечивает темп стрельбы на уровне 10 выстрелов в минуту. Заявлена возможность стрельбы длинными очередями.

В прошлом утверждалось, что эсминцы Zumwalt могут стать первыми в мире кораблями, несущими электромагнитную пушку. Подобные разработки уже существуют, но все они далеки от применения на военной технике. Одной из главных проблем этого перспективного является его колоссальное энергопотребление. При использовании электрогенераторов, установленных на новых эсминцах, для стрельбы из электромагнитной пушки пришлось бы на некоторое время отключать почти все электронные системы. Вполне понятно, что подобные особенности работы ставят крест на применении таких систем на практике.

Артиллерийское вооружение перспективных эсминцев состоит из двух установок AGS и двух зенитных орудий Bofors Mk 110 шведского производства. Примечательно, что калибр этих орудий значительно больше калибра ранее применявшихся зенитных систем. Причиной использования 57-мм орудий можно считать тот факт, что могущество 20- и 30-мм снарядов недостаточно для гарантированного уничтожения современных и перспективных противокорабельных ракет. Таким образом, большее могущество снарядов калибра 57 мм может компенсировать меньший темп стрельбы на уровне 220 выстрелов в минуту.

В кормовой части кораблей Zumwalt предусмотрен ангар для вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Эсминцы смогут нести один вертолет SH-60 или MH-60R, а также до трех беспилотников MQ-8. Таким образом, небольшая авиационная группа сможет обеспечить наблюдение за окружающей обстановкой и взять на себя часть функций радиоэлектронного комплекса корабля.

Для наблюдения за обстановкой и управления оружием эсминцы типа «Зумволт» получат многофункциональную радиолокационную станцию Raytheon AN/SPY-3 с активной фазированной антенной решеткой. Ранее планировалось устанавливать на новые корабли вторую РЛС Lockheed Martin AN/SPY-4, но в дальнейшем от нее отказались. Использование сразу двух станций, работающих в разных диапазонах, сочли слишком дорогим и не обеспечивающим соответствующего повышения характеристик. Таким образом, строящиеся корабли будут оснащаться лишь одной радиолокационной станцией.

Эсминцы Zumwalt смогут искать подлодки и мины. Для этого их оснастят тремя гидроакустическими комплексами AN/SQS-60, AN/SQS-61 и AN/SQR-20. Первые два устанавливаются в корпусе корабля, третий имеет буксируемую гидроакустическую станцию. Утверждается, что характеристики гидроакустических комплексов новых эсминцев будут значительно выше, чем у оборудования существующих кораблей типа Arleigh Burke.

Качество и количество

Исходя из имеющихся данных, можно предполагать, что перспективные эсминцы типа Zumwalt станут наиболее совершенными среди всех кораблей ВМС США. Тем не менее, имеющиеся плюсы технического и боевого характера при определенных обстоятельствах могут полностью нивелироваться существующими минусами. Главный недостаток нового проекта – высокая стоимость. Стоимость головного корабля с учетом затрат на разработку оценивается в 7 млрд. долларов. Таким образом, новый эсминец стоит примерно столько же, сколько стоил последний американский авианосец типа Nimitz – USS George H.W. Bush (CVN-77). Столь большая стоимость эсминцев стала причиной кардинального сокращения планируемой серии.

Даже если конгрессмены, придерживающиеся позиций строгой экономии, не продавят отказ от одного или даже двух эсминцев типа «Зумволт», то общее количество этих кораблей в военно-морских силах США останется слишком малым. Всего три эсминца – даже если по своим характеристикам они на голову превосходят все существующие корабли – вряд ли смогут оказать серьезное влияние на общий потенциал ВМС. Иными словами, новейшие эсминцы рискуют стать тем, что принято называть белым слоном или чемоданом без ручки. Дорогой проект, стоимость которого в свете последних сокращений финансирования может выглядеть неразумно высокой, при сохранении существующих взглядов не сможет дать ожидаемые результаты в отношении боеспособности флота.

В контексте проекта Zumwalt интересно выглядят планы Пентагона на корабли проекта Arleigh Burke. Согласно заявлениям последних лет, строительство этих эсминцев продолжится, а служить они будут до семидесятых годов XXI века. Сколько будут служить эсминцы «Зумволт», пока не вполне ясно. Тем не менее, даже без учета сроков службы можно уверенно говорить, что большая часть боевой работы ляжет на корабли старого проекта.

В оправдание новых кораблей следует сказать, что в проекте Zumwalt применено большое количество новых технических решений и технологий. Поэтому перспективные эсминцы станут платформой для отработки оснащения, вооружения и технологий, которые будут применяться на кораблях будущего.












По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://naval-technology.com/
http://raytheon.com/
http://navyrecognition.com/
http://navweaps.com/
http://baesystems.com/

Финиш суперэсминца Zumwalt: ВМС США несут небоевые потери

Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строяво время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США , через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности. Из-за этого корабль потерял возможность использовать сложную электрическую сеть при высоких нагрузках. Правда, кораблестроители утверждают, что именно этот элемент и намеревались протестировать во время испытаний, и поломка никак не повлияет на ввод корабля в эксплуатацию, который запланирован на 2018 год.

Корабли типа Zumwalt уже неоднократно оказывались в ремонте, хотя первый из них был спущен на воду только прошлой осенью . Еще до официальной церемонии ввода в строй у него обнаружилась течь в силовой установке, а вскоре после этого во время прохождения Панамского канала вышли из строя теплообменники, обеспечивающие эсминец электропитанием, после чего его пришлось буксировать на базу. Теперь поломка обнаружилась и на втором корабле типа Zumwalt.

Помимо не самой высокой надежности, оказалось, что «суперэсминец» очень дорог в эксплуатации. Один выстрел из пушки обходится американскому бюджету в 800 тысяч долларов. По сообщению Defense News, американский флот уже сократил план закупки кораблей этого класса с 28 до трех единиц. Весь проект разработки и строительства трех кораблей типа Zumwalt оценивается Военно-морским институтом США в 23 млрд долл.

Инцидент с эсминцем стал еще одним ударом по реноме американского флота, изрядно подпорченного этим летом двумя случаями столкновений военных кораблей . 17 июня возле берега японской префектуры Сидзуока произошло столкновение эсминца «Фицджеральд» ВМС США и филиппинского контейнеровоза ACX Crystal. Капитан филиппинского судна заявил, что «Фицджеральд» не реагировал на его предупредительные сигналы. 21 августа эсминец «Джон Маккейн » столкнулся с торговым судном Alnic MC в районе Малаккского пролива близ Сингапура. В результате двух происшествий погибли 17 матросов, расходы на ремонт превысили 500 миллионов долларов. Были уволены десять высших чинов 7-го флота, а также все офицеры эсминцев.

После инцидентов некоторые СМИ Китая назвали 7-й флот США «бумажным тигром», а официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин выразила озабоченность китайской стороны в связи с угрозой безопасности судоходства в Южно-Китайском море. Это не может беспокоить Вашингтон, для которого «дипломатия канонерок», точнее, эсминцев, остается одним из главных инструментов внешней политики.

В 2018 году США намерены потратить на усиление флота 26,2 млрд долл. Средства планируется вложить в строительство 14 кораблей. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что США делают ставку на оснащение ВМС, а также на ВВС (на покупку 90 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков выделено более 10 млрд долл.)

Но специалисты, в том числе американские, говорят о том, что проблема флота не столько в недофинансировании, сколько в человеческом факторе . Официальные отчеты по столкновениям эсминцев показывают, что вахтенные и рулевые вели себя крайне непрофессионально и не обладали необходимыми навыками для того, чтобы избежать катастрофы. Более того, психологи говорят о том, что свою роль мог сыграть «фактор исключительности» - рулевые просто были уверены в том, что гражданский танкер сам уйдет с курса, и шли на таран.

Еще одна проблема в том, что флот США перегружен миссиями, и рабочие качества офицеров снижаются из-за нехватки отдыха. Что касается рядовых матросов , им нередко не хватает элементарных знаний, так как во флот набирают буквально «кого попало», чтобы закрыть многочисленные вакансии. Если такая ситуация в мирное время, сложно представить, что будет происходить во время конфликта.

Эксперт «Независимого военного обозрения» Владимир Щербаков поясняет, что провал проекта Zumwalt уже давно стал очевидным, однако по каким-то причинам США не решились вовремя свернуть его. В то же время, у американских ВМС есть и по-настоящему удачные проекты новых кораблей.

Изначально этот эсминец был предназначен для совершенно других целей. Он должен был стать универсальным кораблем, набитым всевозможными новейшими технологиями. Но когда новейшие технологии составляют значительную часть объекта, неизбежно возникают проблемы. Нужно все долго доделывать и доводить до ума. В итоге серия «Зумволт» сократилась с 32 кораблей до трех , которые, как мы видим, еще и ломаются, а цена выросла в четыре раза.

Насколько можно судить со стороны, американцы сами не совсем понимают, из-за чего у них происходят эти поломки - что по первому кораблю, что по второму. В частности, не ясна первопричина попадания забортной воды в определенные конструкции.

Можно только процитировать слова небезызвестного сенатора Маккейна, которого у нас обычно критикуют. Он заявил, что эсминец типа «Зумволт» проекта DDG-1000 - хороший пример того, как программа в итоге выходит за рамки изначально утвержденного бюджета, сроков реализации и заявленных характеристик. С этим сложно не согласиться.

К тому же, части запланированного вооружения на эсминце уже точно не будет. Например, американцы закрывают проект разработки рельсотрона, значит, рельсотронную пушку на нем не разместят. А снаряды орудий, которые на нем стоят, стоят почти по миллиону долларов за штуку. Это даже у самых патриотичных американских военных и конгрессменов вызывает вопросы, потому что это просто расточительство.

Короче говоря, что делать с «Зумволтом» непонятно. Крылатых ракет на нем размещается меньше, чем на эсминце «Арли Берк», который компактней по размерам, отработан в эксплуатации и обходится существенно дешевле. Zumwalt же стоит почти как две многоцелевые подводные лодки, которые могут прятаться в глубине, наносить удары крылатыми ракетами и вообще являются последним словом техники.

К тому же, американские адмиралы в последнее время начали говорить о том, что этот эсминец не может быть универсальным кораблем. Вместо этого он должен решать задачи по уничтожению кораблей противника в океане. Но этих эсминцев всего три, что они будут уничтожать? Не говоря уже о том, что еще в 2015 был подготовлен доклад, смысл которого в том, что корабль в море выпускать нельзя, потому что у вероятных противников есть такие средства поражения, против которых он бессилен.

По большому счету, эта программа зашла в тупик. Ее нужно было прикрыть намного раньше и забыть об этом кошмаре, но что-то им помешало.

«СП»: - То есть проект окончательно можно отнести к провальным?

По новым американским кораблям есть два совершенно четких примера - позитивный и негативный. К первым можно отнести авианосец типа «Форд». Это действительно новое слово в создании кораблей такого класса, начиная от электромагнитных катапульт и заканчивая бестросовыми подъемниками. Он, конечно, дорогой, но Америка пока может себе это позволить.

А второй пример - это «Зумволт», который оказался неудачным почти во всем. Этот адмирал, в честь которого был назван эсминец, наверное, уже в гробу перевернулся.

Современный ВМФ мирового гегемона. ВМС США. Надводный флот. Иджис. Эсминцы, Замволт (USN)

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Россия планирует создать самый крупный после 1989 года корабль. Суперэсминец будет вооружен крылатыми ракетами, а также перспективными комплексами ПВО и ПРО. Военно-морской флот определил свой самый грандиозный проект ближайшего десятилетия. Как выяснили «Известия», главкомат ВМФ утвердил предэскизный проект перспективного эсминца дальней морской зоны , который представило бюро (ПКБ) «Северное» в Санкт-Петербурге.

Последний крупный корабль российские, а тогда еще советские кораблестроители построили в 1989 году - тогда на воду был спущен тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который в 1998 году стал флагманом российского флота и самым крупным в мире боевым кораблем (не считая авианосцев).

После защиты проекта перспективного эсминца в течение 2–3 лет конструкторы проработают техническую документацию, внешний вид корабля и его вооружения. Скорее всего, суперэсминец заложат на петербургской «Северной верфи», но окончательного решения главкомат ВМФ еще не принял.

Представитель оборонно-промышленного комплекса (ОПК) пояснил, что новый эсминец станет самым крупным военным кораблем, спроектированным и построенным со времен СССР. «Водоизмещение эсминца предполагается равным или немного меньшим ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва». То есть в районе 12 тыс. тонн. Это универсальный корабль с ударными, противолодочными, противовоздушными и даже противоракетными функциями. Он также сможет поддерживать огнем наземные войска в прибрежных зонах », - сказал источник в ОПК.

Пока довольно трудно представить огромный эсминец размером с флагмана Черноморского флота крейсер «Москва» и превосходящий американские крейсера УРО (управляемое ракетное оружие) класса Ticonderoga. Во флоте США все 27 имеющихся крейсеров - именно этой серии.

По данным «Известий», суперэсминец будет вооружен противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО, в том числе С-500 «Прометей». Для борьбы с подводными объектами планируется оснастить его гидроакустической станцией и торпедами.

Во флоте СССР и России был единственный эсминец проекта 956 - «Современный». При водоизмещении 8 тыс. тонн он вооружался только противокорабельными ракетами «Москит» и комплексами ПВО, а средств против субмарин не имел. Эсминец оказался очень требовательным к обслуживанию энергетической установки, особенно к качеству котельной воды. Поэтому, начиная с 1990 годов, из серии в 17 кораблей в строю остались девять, остальные списаны и утилизированы.

«Эсминец нашему ВМФ нужен позарез, а водоизмещение пусть не смущает. Основной американский тоже немал - 9648 т, несет крылатые ракеты Tomahawk и противокорабельные Harpoon. У всех 62 эсминцев ПВО мощнейшая, с », - прокомментировал представитель ОПК. По его словам, большие размеры эсминца диктуются задачей обеспечивать боевую устойчивость корабельных группировок в отдаленных районах Мирового океана и действия морской пехоты в экспедиционных операциях. В отличие от США Россия не имеет баз по всему миру, возможности пополнять припасы ограниченны, так что нужно «всё свое возить с собой», подчеркнул он.

В первую очередь новый эсминец должен защищать вертолетоносцы «Мистраль», а в дальнейшем - и перспективные атомные авианосцы. «ПКБ «Северный» накопил хороший опыт проектирования больших ударных кораблей. Флагман флота ракетный крейсер «Петр Великий», а также большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» - это его разработка », - напомнил «Известиям» собеседник.

Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров сказал, что минимальное количество единиц в серии - три. «Неплохо бы иметь по девять новых эсминцев на Тихоокеанском и Северном флотах, еще штук пять на Балтике. Но в первую очередь - на Тихом океане. Основной задачей ставить обеспечение развертывания подводных лодок », - заявил адмирал.

Военный эксперт, автор книг по истории советского и российского ВМФ Дмитрий Болтенков считает, что за последние 20 лет Россия, по сути, упустила целое поколение кораблей. «Большинство крупных флотов мира за этот срок успели построить множество крупных и хорошо вооруженных кораблей с многофункциональными информационно-управляющими системами, мощнвми ПРО и ПВО, противокорабельными и крылатыми ракетами. Пора и нам подключаться », - сказал он.

По мнению Д.Болтенкова, нынешняя основа надводных сил России - крейсеры 1164, большие противолодочные корабли 1155, эсминцы 956 - добротные корабли, но окончание срока их службы уже не за горами.

Две недели назад в боевой состав ВМС США был передан новейший эсминец «Замволт» футуристической наружности. Корабль вооружен двумя 155-мм «суперпушками», стреляющими управляемыми активно-реактивными снарядами (Long Range Land-Attack Projectile, LRLAP), способными поразить неприятеля на расстоянии 80 морских миль (148 км). Однако вполне возможно, что снаряды для этих пушек так и не будут приняты на вооружение ВМС США, пишет военно-аналитическое издание Defense News.

Производитель снарядов к этим пушкам — фирма Lockheed Martin — утверждает, что боеприпасы подобного типа могут «поразить цели в городских каньонах прибрежных городов с минимальным сопутствующим ущербом», то есть могут использоваться в качестве точечного оружия для избежания жертв среди мирного населения.

155-мм пушки 62-го калибра типа AGS (Advanced Gun System) для трех эсминцев «Замволт» — самые мощные корабельные орудия, разработанные в Соединенных Штатах после Второй мировой войны.

Снаряды к этим пушкам обладают длиной 223 см и весят 102 кг. Орудия имеют скорострельность в десять выстрелов в минуту на ствол и способны за полчаса выпустить 600 осколочно-фугасных снарядов. По мнению военно-морских экспертов США, нигде в мире нет эквивалента подобному оружию.

Однако цена за один артвыстрел LRLAP от раза к разу постоянно возрастала, поскольку количество эсминцев класса «Замволт», планируемых к постройке, постоянно сокращалось. Вначале предполагалось иметь в боевом составе ВМС США 28 таких кораблей, затем семь и, наконец, остановились на трех эсминцах.

«Мы собирались закупить тысячи этих снарядов, но количество кораблей просто убило доступный по цене снаряд», — заявил собеседник Defense News в ВМС США, знакомый с программой производства LRLAP.

По его словам, и снаряды LRLAP, и орудия AGS обладают отличной репутацией среди десяти крупнейших субподрядчиков, занятых в разработке технологий для суперэсминца. В ходе испытаний не было никаких существенных проблем с этими артиллерийскими системами.

«У нас нет проблем с оружием и никаких проблем с кораблем, оснащенным этими орудиями. У нас есть только проблема с конечной ценой», — отметил представитель ВМС США.

Сейчас цена одного снаряда LRLAP составляет $800 тыс. Однако она может стать еще выше, признает собеседник издания.

Известно, что крылатая ракета морского базирования «Томагавк» с дальностью полета в 1 тыс. морских миль стоит чуть дороже $1 млн, напоминает Defense News.

Официальные представители ВМС США пока никак не комментируют возможное решение отказаться от закупок LRLAP, но признают, что рассматривают альтернативные им варианты. «Военно-морские силы США непрерывно контролируют предприятия промышленности по производству корабельных орудий и боеприпасов к ним. В соответствии с возрастающими угрозами ВМС США оценивают технические решения для снарядов (включая как обычные, так и гиперзвуковые), которые могут быть поставлены на «Замволты» в соответствии с графиком выполнения программы и могут потенциально использоваться в качестве альтернативы LRLAP для DDG1000», — сказала изданию представитель управления заказчика ВМС США капитан первого ранга Террая Кент.

Фирма Lockheed Martin пока также не комментировала сложившуюся ситуацию. Поскольку ВМС США могут отказаться от программы LRLAP, на флоте намереваются найти другие боеприпасы для артиллерийского комплекса эсминцев «Замволт».

Один из чиновников ВМС США в беседе с Defense News уточнил, что уже рассмотрено три или четыре варианта снарядов для замены LRLAP, включая армейский управляемый снаряд «Экскалибур» фирмы Raytheon и Hyper Velocity Projectile (HVP). Последний представляет собой проект, разрабатываемый Службой военно-морских исследований ВМС США и фирмой BAE Systems.

«Есть фирмы, которые уже рассмотрели соответствующие альтернативы. Эти действия направлены в первую очередь на снижение конечной стоимости боеприпасов», — подчеркнул собеседник в ВМС США.

Однако сохраняется вероятность того, что в ближайшее время никакой замены боеприпасов LRLAP для орудий «Замволта» не будет. Несмотря на то что головной корабль был передан в состав ВМС США еще 15 октября 2016 года в Балтиморе (штат Мэриленд), еще полтора года на эсминце в Сан-Диего будет монтироваться боевая информационно-управляющая система. После этого ВМС США приступят в 2018 году к обширной программе боевых испытаний всех систем корабля (Combat Systems Ship Qualifications Trials, CSSQT), чтобы полностью подтвердить заложенные тактико-техническим заданием боевые возможности корабля.

Именно во время этих испытаний предполагаются боевые стрельбы из корабельных 155-мм орудий.

Бюджетом еще 2015 года было предоставлено $113 млн для закупки 150 снарядов LRLAP, которые и будут использоваться.

Приобретение LRLAP бюджетами 2016 и 2017 годов пока не предусмотрено. В бюджет-2018 включен $51 млн, но пока неясно, будут ли эти средства использованы для закупки боеприпасов типа LRLAP.

В случае замены боеприпасов для пушек AGS, естественно, потребуются изменения в программном обеспечении системы управления артогнем эсминца. Придется прибегнуть и к перекомпоновке механизмов автоматической подачи боеприпасов в башенных артустановках корабля. В настоящее время они разработаны для содержания 300 снарядов типа LRLAP, однако маловероятно, что у боеприпасов, разработанных другой фирмой, окажутся точно такие же размеры.

Рассматривается даже вариант адаптации 127-мм снарядов к 155-мм пушкам «Замволта».

Пока идут дебаты о чрезвычайно высокой стоимости боеприпасов LRLAP, неясно, есть ли более глубокие проблемы в вопросах боевого применения этих снарядов. Комбинация AGS/LRLAP была первоначально задумана, чтобы обеспечить морских пехотинцев непрерывной и точной огневой поддержкой с возможностью поражать цели в глубоком тылу противника. Однако то, насколько это будет эффективно на практике, вызывает споры.

По словам эксперта, если учесть амортизацию самого корабля, эксплуатационные расходы на переходе морем, то

артиллерийская стрельба по «палатке моджахедов» 155-мм осколочно-фугасным боеприпасом типа LRLAP обойдется бюджету ВМС США примерно в $1,5-2 млн.

Те же огневые задачи можно решить другими средствами с гораздо меньшими расходами, констатирует Макиенко.

Американская судоверфь Bath Iron Works, отделение корпорации General Dynamics, спустила на воду головной ракетный «эсминец будущего» DDG1000. Чем же хорош и чем плох этот необычно выглядящий корабль, и что в ответ ему готовят конкуренты США – следующие по силе океанские флоты России и Китая?

И так ли уж правы американские СМИ, превознося этот корабль до небес?

Спуск корпуса корабля был проведен без официальной церемонии «крещения», разбития бутылки шампанского и прочих традиций. Дело не только в том, что спуск проходил ночью, подальше от глаз чужих спутников и разведчиков «в штатском», – так часто спускали, например, секретные АПЛ спецназначения в СССР и РФ, но и в том, что на «крещении» сэкономили. Из-за недавнего «шатдауна» правительства США и сам спуск на воду отложили на полторы недели, и пышные церемонии тоже состоятся позже. Хотя суеверные моряки и говорят, что подобными вещами не стоит пренебрегать – не к добру.

DDG1000, которому планируется присвоить имя «Замволт», выглядит для современного глаза крайне необычно. Не секрет, что все современные боевые корабли строятся с учетом задачи сокращения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР), то есть радиолокационной заметности корабля. Между прочим, одним из первых боевых кораблей, построенных с частичным учетом этих требований, был советский атомный тяжелый ракетный крейсер «Киров» (есть и иные мнения, что таким кораблем был наш сторожевой корабль «Неустрашимый» или французские фрегаты типа «Лафайет»).

Единственная, вырубленная будто топором гладкая надстройка, минимум выступающих элементов радиоэлектронного вооружения и оружия – все подчинено этой цели. Для того же сделаны и заваленные в обратную сторону борта, они часто встречаются у современных кораблей, но ни у кого они не завалены прямо от ватерлинии, что делает DDG1000 похожим на броненосец или броненосный крейсер конца XIX или начала XX века.

Еще больше роднит его с такими кораблями острый с обратным углом наклона, «таранного типа» форштевень. Такая форма носа является воплощением иной, по сравнению с ныне распространенной, концепции обтекания волнами носа корабля – якобы она гарантирует ему хорошую мореходность при низком, в угоду снижению ЭПР, борте. Это называется «пробиванием», пронизыванием волны – вместо взбирания на волну. Американцы, конечно, строили маленький корабль-прототип для проверки этой идеи, но как это все будет в условиях реального большого волнения, ни компьютерное моделирование, ни опытные суда не могут установить стопроцентно. В общем, видно будет, когда в море выйдет. Стоит заметить, что в России тоже есть суда, построенные с подобной формой носа, и строятся они для Арктики.

Эсминец вышел большим – 183 метра длиной и 14 500 тонн водоизмещения. Сложно сказать, можно ли вообще считать его эсминцем или лучше крейсером, в настоящий момент в ВМС США эти два типа кораблей практически слились в один и отличаются лишь немного размерами и емкостью универсальных вертикальных пусковых установок (УВП). Учитывая то, что «Замволт» значительно больше строящихся крупной серией эсминцев типа «Орли Берк», а будет этих кораблей всего три, наверное, лучше бы переклассифицировать его в крейсер. Да и цена его соответствует не эсминцу, а скорее авианосцу, что в итоге и сгубило мечты о большой серии этих суперкораблей.

Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей. Кстати сказать, точно такая же идея пришла в голову и советским флотоводцам – в те годы существовал проект 1080 – ударный крейсер-арсенал. Были такие проекты у нас и в 80-х годах. Но таких кораблей в итоге не построили ни в США, ни в СССР.

Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны). Только все эти благие пожелания «всего и побольше» натолкнулись тут же на суровые экономические будни.

Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Связано это было и с ростом цен на современную электронику и системы оружия, и с растущими аппетитами компаний, которым в условиях, когда речь не идет о выживании США в военном противостоянии, плевать на интересы страны, зато очень важен свой карман. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Орли Берк» последних серий.

Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за единицу, это не считая стоимости жизненного цикла. Да за такие деньги можно построить атомный авианосец или пару атомных подлодок! А у нас в России и на пару авианосцев, наверное, хватило бы (только и ждать их пришлось бы долго – пока у нас крупные корабли строят очень медленно).

Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение. Попробуем разобраться.

На DDG1000 применен новый тип универсальной вертикальной пусковой установки (УВП) Мк.57 вместо широко распространенной УВП Мк.41. Каждая секция состоит из четырех ячеек, всего на корабле 20 секций и 80 ячеек для ракет. На DD(X) предполагалось большее число ячеек – 117–128, но и сам корабль был бы в 16 000 тонн, обладая, однако, увеличенными возможностями. Причем на «Замволте» применено оригинальное решение – в отличие от предыдущих проектов, УВП размещаются не в двух местах (перед и за надстройками), а группами по бортам по всему кораблю. С одной стороны, такое решение делает ракеты в пусковых шахтах менее уязвимыми и менее склонными к детонации. С другой – защита внутренних отсеков ракетными ячейками выглядит достаточно странным решением.

Что же эсминец несет в своих 80 гнездах? Это в первую очередь крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» разных модификаций для нанесения ударов по наземным целям в обычном оснащении (ядерного нестратегического оружия в ВМС США больше нет, уничтожено, в отличие от ВМФ РФ, где оно есть и развивается). Также могут использоваться противолодочные ракеты ASROC-VLS.

C зенитно-ракетным вооружением вопрос несколько сложнее. Изначально предполагалось, что эсминец сможет выполнять функции и ПРО на театре военных действий (ПРО ТВД), и зональной ПВО соединений. Для этого он должен был оснащаться ЗУР SM-2MR, их потомком SM-6, а для задач ПРО – модификациями противоракеты SM-3. Только вот ничего этого на данном этапе на этих кораблях не будет, возможно, только пока. Шахтные ПУ совместимы с этими ракетами, а вот проблемы возникли с РЛС. Для «Замволта» сначала разрабатывалась связка из двух мощных радиолокационных комплексов двух разных диапазонов: AN/SPY-3 с отличными возможностями работы по высотным целям и целям в ближнем космосе и AN/SPY-4 – РЛС объемного поиска. Столкнувшись с тем, что SPY-4, разрабатываемый также для «почившего» крейсера CG(X), не помещается в урезанный проект DDG1000, Пентагон попросту прекратил его разработку в 2010 году, начав проектирование с нуля новой системы AMDR (Air Missile Defense Radar). Но затем с ним начались проблемы, до сих пор на выходе ничего нет.

Есть проблемы и с SPY-3, в результате чего пока что для «Замволта» везде указывается единственный тип зенитных управляемых ракет (ЗУР) – RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile). Эта ЗУР, созданная на базе старого семейства ЗУР Sea Sparrow (на базе известной ракеты «воздух-воздух»), является их глубокой переработкой. Она приспособлена для запуска как из старых пусковых установок, так и из ВПУ. Она имеет дальность до 50 км и потолок перехвата до 15 км и соответствует примерно ЗУР российского флотского ЗРК «Штиль-1». Это оружие хорошо подходит для кораблей типа корвета или фрегата, но для такого эсминца, который скорее надо называть крейсером из-за его размеров, его явно маловато. Хотя у ESSM есть большой плюс: она компактна и помещается в одну ячейку по четыре штуки, поэтому боекомплект этих ЗУР может измеряться и парой сотен. Несмотря на заявления представителей разработчиков зенитных систем корабля – компании «Рэйтеон» – о том, что зенитные и в перспективе противоракетные возможности DDG1000 «не ниже, чем у других крупных кораблей ВМС США», высокие представители флотского командования заявляют пока об обратном. В общем-то, стоит предположить, что дальнобойные ЗУР SM-2 и SM-6 на этих кораблях в итоге будут, а вот насчет возможностей ПРО – пока неясно.

Нет на «Замволте» и еще одного вида оружия, который для современных кораблей практически обязателен, если их считать многофункциональными, – это противокорабельные ракеты (ПКР). В ВМС США на вооружении есть только один их тип – семейство дозвуковых ПКР «Гарпун». В российском флоте прямым аналогом «Гарпунов» являются ракеты Х-35 «Уран» и Х-35У «Уран-У», и они считаются легким оружием для малых кораблей и для борьбы с легкими силами. Но у нас иная ситуация, нежели у американцев: у нас намного меньше кораблей, да еще они разделены по нескольким изолированным театрам географически. Поэтому у нас делают ставку на крайне трудно перехватываемые сверхзвуковые ПКР с мощными, в т. ч. ядерными, бронированными головными частями, оснащенные системами наведения, координации ракет в залпе и продвинутой логикой поведения в бою. А у американцев носителей куры не клюют, и они ставят на удар кучей достаточно простых и слабых, относительно легко перехватываемых ПКР в расчете на простую перегрузку каналов ПВО на атакуемой цели. К тому же «Гарпун» не удалось адаптировать к универсальным шахтным ВПУ – он запускается из собственных четырехконтейнерных установок, которых обычно ставят две.

А теперь и вовсе в США посчитали, что с кораблями бороться проще всего авиацией с авианосцев. Поэтому и на последних сериях эсминцев типа «Орли Берк» (так называемая серия Flight IIA и перспективная Flight III), и на «Замволтах» ПУ ПКР «Гарпун» отсутствуют. Правда, «Берки» еще могут ударить по кораблям зенитными ракетами SM-2, но это явно не то оружие для подобных кораблей. Поговаривают, что американцы хотят вместо «Гарпунов» дать этим кораблям очередную версию крылатой ракеты «Томагавк» в противокорабельном варианте, но идея представляется сомнительной. Раньше в США такая модификация была и состояла на вооружении. Выяснилось, что тихоходная дозвуковая ПКР с дальностью 450 км практически не может быть применена успешно на эту дальность – ввиду того, что полет к цели занимал более получаса, неприятель мог успеть выйти из района, в котором его может обнаружить ракета. Да и перехватить «Томагавк» намного проще, чем «Гарпун». Сейчас американцы надеются, что им удастся решить все эти проблемы. Но экономическая ситуация складывается так, что, скорее всего, разработку эту прекратят.

Есть на «Замволте» и ангар для одного противолодочного вертолета и трех вертолетов-беспилотников. Планируются и беспилотные мини-катера на борту.

Чем действительно крайне интересен «Замволт» – это своей артиллерией. Он вооружен двумя носовыми башнями со 155-миллиметровыми новейшими артсистемами AGS (Advanced Gun System). Долгое время после войны считалось, что универсальная артиллерия среднего калибра свое значение утратила. Но после ряда локальных войн выяснилось, что пушки нужны, например, для поддержки десантов и для множества других задач. Но артиллерия ограничивалась максимум 127-миллиметровым (130-миллиметровым на нашем флоте) калибром. Сейчас наметилась тенденция к росту калибра и возможностей артиллерии кораблей. В Германии пробовали башню 155-миллиметровой сухопутной САУ PzH2000 на корабле, в России разрабатывают морскую версию крайне продвинутой 152-миллиметровой сухопутной САУ «Коалиция», а американцы создали AGS. Хотя еще в конце 70-х в СССР разрабатывалась и 203-миллиметровая корабельная артсистема «Пион-М», но тогда эту разработку отвергли.

Система представляет собой башенное 155-миллиметровое орудие (длина ствола 62-го калибра) с подпалубной системой автоматического заряжания. Башня создана с учетом требований радиолокационной малозаметности, пушка в небоевом положении прячется для этой же цели. Выстрелы раздельно-гильзовые, стрельба полностью автоматическая до полного истощения боезапаса. Боекомплект двух башен – 920 выстрелов, из них 600 – в автоматизированных боеукладках. Однако скорострельность заявляется весьма низкая – 10 выстрелов в минуту, что объясняется тем, что снаряд очень длинный и система заряжания работает лишь при вертикальном расположении ствола. Но орудие не предназначено для поражения скоростных морских или воздушных целей, это оружие против наземных целей, причем против слабого противника. Потому что к побережью, скажем, Сирии этот корабль подойти на дистанцию обстрела из таких орудий не сможет – имеющиеся там береговые ПКРК «Бастион-П» с ПКР «Яхонт» вполне способны его утопить на дистанциях до 300 км от берега. Но любимыми целями для несения демократии в массы у Вашингтона в последние годы являются государства слабые, и против них подобная система будет востребованной, способной осыпать десятками снарядов цели на дистанциях в десятки километров.

Крайне интересны боеприпасы, которыми работает AGS. Обычными снарядами калибра 155 мм эта пушка не стреляет, даже корректируемыми. У нее только специальные управляемые сверхдальнобойные снаряды LRLAP. По сути, этот очень длинный снаряд с двигателем и крылышками лучше называть ракетой и по устройству, и по отношению общей массы к массе боевой части. Длина снаряда составляет 2,24 м, масса – 102 кг, масса взрывчатого вещества – 11 кг. В носовой части имеются четыре управляющих крыла, в хвостовой – восьмилопастный стабилизатор. Система управления снаряда инерциальная с использованием GPS НАВСТАР. Дальность обещается до 150 км, но пока стреляли на дальности 80–120 км. Точность заявляется в 10–20 метров, что, в общем, и хорошо для такой дальности, но недостаточно, учитывая невысокое могущество у цели такого снаряда. И это в случае, если противник не применит постановку помех системам GPS. В любом случае очень интересная артсистема, и стоит присмотреться к опыту ее эксплуатации, когда он появится.

Причем изначально вместо AGS планировалась электромагнитная пушка, но решили пойти традиционным путем. В том числе потому, что при стрельбе из такой пушки пришлось бы обесточивать большую часть систем корабля, в том числе средства ПВО, а также стопорить ход, иначе мощности всей энергосистемы корабля бы не хватало для обеспечения стрельбы. Разработки, а точнее, «освоение средств» по программе электромагнитной пушки сейчас продолжаются, но вряд ли это орудие появится на «Замволтах». Это и дорого, и ресурс орудий крайне невелик, да и стрельба со слепого и глухого корабля крайне опасна для него самого. Разработчики системы, понимая это, пытаются зайти со своей пушкой с другого входа, предлагая ее сухопутным войскам. Но вряд ли кто там решится закупить артсистему, для обеспечения перевозки всех автомобилей одного экземпляра которой необходимо «всего» четыре тяжелых военно-транспортных самолета С-17А грузоподъемностью в 70 тонн, которые способны увезти целую батарею обычных САУ или ракетных систем. В общем, напоминает эта идея анекдот про мужика с классными часами и двумя тяжеленными чемоданами – в них у него батарейки к часам.

Во многом как раз для обеспечения работы электромагнитных пушек на этом корабле применена главная энергетическая установка с полным электродвижением, то есть гребные винты крутят только электромоторы. Энергию же вырабатывают газотурбинные двигатели, вращающие генераторы, и она может перераспределяться в зависимости от нужд корабля. Система, в общем, не нова, но на боевых кораблях такого класса не применялась.

Зенитно-артиллерийские комплексы ближней самообороны представлены на «Замволте» парой 57-миллиметровых шведских арткомплексов «Бофорс» Мк.110 со скорострельностью 220 выстрелов в минуту и дальностью полета зенитного снаряда до 15 км. Переход на такой большой калибр от применявшегося в США на таких системах 20 мм (в Европе, Китае и России – 30 мм) объясняется в том числе тем, что ни 20-миллиметровые, ни 30-миллиметровые снаряды не обеспечивают сбивания тяжелых сверхзвуковых ПКР – даже при прямом попадании бронебойных снарядов боевая часть ракеты не пробивается и не детонирует, долетая все равно до цели, как тяжелый снаряд. Мк.110 же обеспечивает и большую дальность перехвата, и применение корректируемых снарядов, которыми попытаются компенсировать падение скорострельности с нескольких тысяч выстрелов в минуту до пары сотен. Насколько это будет эффективно – пока сложно судить. В России работы с 57-миллиметровыми морскими артсистемами также идут – в Нижнем Новгороде разрабатывается артсистема АУ-220М.

Интересен также вопрос обеспечения живучести DDG1000. Американцы уверяют, что этому уделено большое внимание. Брони на этом корабле наверняка нет (она встречается сейчас разве что на авианосцах и тяжелых крейсерах, и то крайне умеренно), но конструктивная защита наверняка имеется. Это и размещение ВПУ ракет четырьмя группами вдоль бортов, и различные малозначимые помещения по периметру корабля, экранирующие важные, расположенные внутри. Возможно и использование различных бронекомпозитов в ответственных местах – вроде кевлара или высокомолекулярного полиэтилена. Конечно, такая защита от ПКР не защитит, но от осколков при взрыве – вполне.

Правда, есть и странные решения. Например, боевой информационный центр корабля (БИЦ), его сердце, размещен в надстройке. А она, хоть выполнена из композитов, почти вся покрыта различными антенными решетками. И будет определена радиолокационной головкой самонаведения ПКР как центральная, наиболее отражающая часть корабля. И есть вероятность попадания именно в БИЦ. Правда, в корпусе она тоже есть, т. к. многие ракеты летят на высоте нескольких метров и попадают прямо в борт. Еще более странно выглядит отсутствие двойного или тройного дна на эсминце – это прекрасно видно на снимках с его строительства. С началом использования торпед подобная защита стала обязательной для крупных кораблей. Или в США забыли, как современные торпеды, взрываясь под днищем, с легкостью проламывают обшивку на большой площади и даже ломают набор корабля, раскалывая его? Да нет, вряд ли. На одни пассивные средства защиты и помеховые системы против торпед, которых на этом корабле достаточно, надеяться тоже нельзя, а активных, способных перехватить торпеду, в ВМС США не используется. Но даже если бы и использовались, днищу корабля все равно угрожали бы и торпеды, и мины, и диверсанты, и скальные рифы. В общем, что-то должны были сделать, иначе дорогущий суперкорабль разделит судьбу «Титаника».

А что у конкурентов?

Российский флот пока что эсминцев новых проектов не строит. Новый эсминец проектируется, и о нем мало что известно. Известно лишь, что головной корабль заложат в районе 2015 года. Также есть сведения и о его водоизмещении – порядка 12–14 тыс. тонн, то есть сходно с «Замволтом» и несколько больше, чем у ракетных крейсеров пр. 1164 ВМФ РФ. То есть и у нас тоже эсминцы как класс в будущем практически сольются с крейсерами.

Пока не очень ясно, будет ли у нового эсминца обычная газотурбинная силовая установка или же он будет атомным, чего очень хотят многие в командовании флота. Логика сторонников «атома» понятна – новый российский авианосец, когда до его постройки дойдет, практически наверняка тоже будет с ядерной энергоустановкой, и такой же эскорт резко повышает его оперативную мобильность. Однако такие корабли дороже, строить их могут еще меньше верфей в нашей стране, и не во все порты мира их пустят. Да и строиться он будет дольше, а у нас и так строят пока непозволительно долго и с затяжками по срокам. Также непонятно, будет ли это корабль традиционного вида, сходного со строящимися ныне с учетом требований малозаметности фрегатами и корветами, или это будет что-то в стиле «Замволта». Хочется верить в благоразумие адмиралов, не нужен нашему флоту подобный шедевр – толку от него намного меньше, чем он стоит.

Ударное вооружение нового корабля будет, как и у всех кораблей ВМФ РФ новой постройки, от малых ракетных до фрегатов, размещено в шахтных пусковых модулях УКСК 3С14. Каждый модуль имеет восемь ячеек. Учитывая, что на строящихся в настоящее время 5000-тонных фрегатах пр. 22350 стоит два таких модуля, на эсминце следует предполагать минимум четыре–шесть модулей, то есть 32–48 ячеек для ударного вооружения. Оно будет включать в себя:

– крылатые ракеты семейства 3М14 «Калибр» стратегического и тактического радиусов для ударов по наземным целям;

– противокорабельные сверхзвуковые ПКР П-800 «Оникс»;

– дозвуковые, но с разгоном ударной ступени на конечном участке до высокой сверхзвуковой скорости ПКР 3М54 «Бирюза»;

– противолодочные ракеты 91Р;

– перспективные гиперзвуковые ПКР «Циркон» (в меньшем количестве).

Корабль будет оснащен более мощным вариантом ЗРК «Полимент-Редут», нежели на строящихся сейчас фрегатах. Зенитное вооружение будет размещаться в своих шахтных пусковых установках. Число стандартных ячеек под ЗУР большой дальности будет явно не меньше 64 (у фрегата пр. 22350 32 ячейки), а то и больше, что даст суммарный боекомплект также в сотни ЗУР большой, средней и малой дальности, т. к. и наши малые ЗУР могут размещаться по несколько в ячейке. В общем, по вооружению новый эсминец, скорее всего, не уступит «Замволтам» и «Беркам», в ударной компоненте и превзойдет.

Но пока никакого эсминца еще не строится, хотя и планируется иметь их порядка полутора десятков. Даже головной фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не вышел на испытания – ждет артустановку. Хотя его серийные потомки строятся намного быстрее головного корпуса, так что надежды на улучшение ситуации в будущем есть.

Зато начинается модернизация первого из намеченных тяжелых атомных крейсеров – «Адмирала Нахимова». Пока что известно, что на нем будут заменены 20 шахт под ПКР «Гранит» на УКСК примерно на 64–80 ракет все тех же типов, что перечислены выше, а также могут быть заменены револьверные пусковые установки ЗРК С-300Ф «Форт» на все тот же «Полимент-Редут», что также резко увеличит боекомплект. Получившийся корабль может стать настоящим «арсеналом» флота, хотя там и раньше боекомплект был велик. Но и его придется ждать аж до 2018 года – с большими кораблями наш судпром пока работает очень небыстро.

У наших китайских партнеров со скоростью постройки кораблей все намного лучше. Зато разрабатываются их корабли обычно с посторонней помощью, которую, правда, китайцы не афишируют. Так было с эсминцами типов 051С, 052В и целым рядом других кораблей. Точно такая же ситуация, весьма вероятно, и с новейшим типом китайского эсминца – Тип-52D. Сейчас строятся четыре и на очереди еще восемь кораблей этого проекта. Этот весьма крупный корабль порядка 8000 тонн водоизмещения вооружен двумя универсальными УВП с 64 ячейками для ПКР и ЗУР. ЗРК представлен системой HНQ-9A – морским вариантом системы HQ-9A, являющейся адаптированным под китайские требования и доработанным ЗРК на основе С-300ПМУ-1. ПКР у китайцев дозвуковые – YJ-62, созданные на основе тактических версий российской КР Х-55 и американского «Томагавка». Сходное вооружение, но с размещением 48 зенитных ракет ЗРК HHQ-9A в традиционных для российского флота револьверных пусковых и у предыдущей китайской модификации эсминца – Тип 052С, которых уже построено шесть штук. Но все эти корабли стоит расценивать как конкурентов не «Замволту», а трудяге «Берку». Китайцы – люди практичные и рвать жилы в попытках создать корабль, «как у американцев», не будут.

Так что же такое DDG1000 «Замволт»? Автор придерживается мнения, что этот, безусловно, крайне интересный своими новаторскими решениями, хорошо оснащенный и мощный корабль не станет новым броненосцем «Дредноут», разом сделавшим устаревшими всех своих бывших одноклассников и создавшим новый класс тяжелых кораблей. Все его замечательные решения меркнут перед его гигантской ценой, которая намного больше, чем выше его боевая эффективность, скажем, по сравнению с эсминцами типа «Орли Берк». Если бы «Дредноут» стоил не на 10% дороже своего предка, обычного броненосца, будучи впятеро его сильнее, а в 5–10 раз, эра таких кораблей так и не наступила бы. К тому же многие возможности, изначально заявленные для «Замволтов», пока на нем не появились и, возможно, не появятся ввиду экономии при строительстве или технической сложности решений.

В итоге «Замволта» и его одноклассников ждет судьба «белых слонов» флота – малосерийных, крайне дорогих и разорительных, напичканных уникальными решениями игрушек, которые вдобавок будут беречь и лелеять. Этими кораблями, конечно, будут гордиться, снимать в голливудских боевиках о сражениях с очередными вылезшими из глубин наркотических галлюцинаций режиссера монстрами, про них, захлебываясь и пуская слезы умиления, будут рассказывать ведущие пропагандистских передач для детишек на «Дискавери» – все это будет. Но службу в ВМС США будут тащить все те же «Орли Берк», которых уже построено более 60 и будет построено еще десятка три, причем заменять они уже будут сами себя. И ориентироваться проекты конкурентов будут именно на превосходство над «Берками», а не над «Замволтами». Да и сами «Замволты», скорее всего, станут инкубатором решений, которые постепенно будут также перетягиваться на «Берки» последних серий. Только уж больно дорогим инкубатором…




источник текста: http://vz.ru/society/2013/11/5/658215.html - Ярослав Вяткин

Вспоминаем наш недавний обзор: , а вот еще интересный вопрос что делают Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -